Профилактика суицидального поведения подростков

Суицидальное поведение у подростков.

Профилактика суицидального поведения.

Для многих людей подростковый возраст является наиболее важным и значимым периодом в их жизни. Именно в этот период человек, открывая в себе новые, взрослые желания, учиться быть собой среди других людей. Что интересно, немногие люди могут сказать, что это был для них простой период. Наполненный любовью и ненавистью, болью и гневом, радостью и блаженством, подростковый возраст таит в себе огромное количество неурядиц для ребёнка, переживать которые в одиночку он порой просто не в состоянии. Иногда, не справляясь с обязанностями, давлением, требованиями и находясь без поддержки, голову юноши или девушки могут посещать разные мысли, в том числе мысли о суициде.

К сожалению, на сегодняшний день «По уровню самоубийств среди подростков Россия на первом месте в мире – средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. И эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству».

 «Если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, то в России – около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и у 27% юношей».

Читатель должен понимать, что крайне высокий уровень самоубийств среди подростков требует особой ответственности не только от родителей ребёнка, но и от его социального окружения в целом. Столь высокий уровень депрессии, способствующей высокому уровню самоубийств, по моему мнению – это, в первую очередь, социальная дезинтеграция подростков. Говоря простыми словами, будучи отделённым от взрослого мира, не имея возможности получить банальный совет или дельное наставление, ребёнок не может найти другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством.

  Считается, что «чаще всего причиной подростковых самоубийств являются бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни». Однако, возвращаясь к вышесказанному, главный фактор подростковых самоубийств – это невключённость подростка в социальную жизнь. Вовремя полученная помощь в случае насилия, болезни, неразделённой любви позволяет избежать суицидов. Сложности есть всегда, и со временем любой состоявшийся человек должен научиться справляться с ними самостоятельно. Как принято считать, определённые внутренние ресурсы человека должны позволять ему избавляться от внешних проблем и внутренних переживаний. Но кроме как извне эти механизмы не появятся. Все мы рождаемся подобно чистым листам. Обществу, подобно руке художника – рождает в человеке личность. Именно общество, в лице каждого из нас несёт ответственность за каждый из совершённых подростком суицидов.

 По мнению доктора медицинских наук, профессора, зав. отделением суицидологии Московского НИИ психиатрии А.Г. Амбрумовой - суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

  На сегодняшний день в науке существует огромное количество классификаций самоубийств. Однако, условно все самоубийства можно разделить на внешние формы и внутренние формы суицидов. К внешним категориям можно отнести:

 1. Истинные суициды;

2. Демонстративно-шантажные.

Первый тип самоубийств и есть основной тип, возникающий в случае невозможности ребёнка быть частью общества и решать проблемы в соответствии с правилами общества, в котором ребёнок живёт. Стоит понимать, что именно отсутствие социально-приемлемых навыков решения проблем, возникающих у ребёнка, приводит к суициду. Именно невозможность решать проблемы и переживать сложные жизненные ситуации приводит к таким самоубийствам.

 Что касается второго типа суицидального поведения. На первый взгляд может показаться, что этот тип поведения не требует к себе такого внимания, как первый тип. Однако, это не совсем верно. Действительно, данный тип поведения в своей мотивации не несёт собой задачи доведения начатого до конца, однако, по статистике около 30 % случаев демонстративных суицидов заканчивается смертью. Целью такого поведения зачастую является – привлечение внимания, для того, чтобы общество оказало содействие в решении проблем ребёнка. Так же как и в первом типе, у ребёнка есть проблемы, с которыми он не может справиться. Стоит отметить, что музой многих творческих людей, творивших свои произведения – была тема неразделённой любви. В связи с ней в голове читателя может возникнуть картина юноши или девушки, которые страдают от сердечной привязанности, и, не имея возможности совладать с ней, они, решительно сводят счёты с жизнью. Естественно, если бы рядом с таким подростком был добрый, умный, понимающий взрослый, способный донести до ребёнка способы избавления от этой боли, суициды просто не имели место быть. Социальная интеграция – первый шаг, для решения проблемы самоубийства.

 Кроме этого, есть ещё так называемые внутренние формы суицидальных актов, основанные на категории личностного смысла. В их число входит:

 1) Протест;

2) Призыв;

3) Избегание;

4) Самонаказание;

5) Отказ.

 Опять же, возвращаясь к неоднократно сказанному Выше. Невключённость в общество и отсутствие его содействия подростку может привести к самоубийству. Нужно понимать, что основной особенностью подросткового возраста и его ведущей деятельностью является налаживание межличностных контактов. Взрослые и друзья должны с огромным пониманием относиться к интересам и особенностям подростков. В случае, когда подросток не может наладить контакт с окружающими его, не нужно в это его «тыкать носом», его нужно этому научить. Делать это нужно в понятных, для подростка словах и формах. Иначе мы можем натолкнуться на протест. Если семья и близкие, вместо того, чтобы разделить чувства и желания ребёнка, постоянно понукают им и выставляют ему жёсткие рамки, это может привести к протесту, направленному против системы и как следствие - суициду.

 Кроме этого, возможно поведение, при котором ребёнок, прибегает к суициду в форме призыва. Читатель должен понимать, что ребенок, просто не имея каких либо других форм призыва к совершению какого-либо действия, может убить себя. Невыносимые условия, с которыми ребёнок может столкнуться в процессе взросления, так же могут привести к суициду. Сложность общения с родителями, сложность взаимодействия со сверстниками, сложные обязанности, мелкие неурядицы, всё это может навалиться на ребёнка и привести к мыслям о смерти, как средстве избегания суровых условий. В эти моменты, в культуре часто поднимается вопрос о силе воле самоубийц. Есть мнение, что они сильны потому, что могут сделать последний шаг, есть мнение, что они слабы, т.к. не могут перенести тяжёлую жизнь. Так вот, в случае подростка, мало того, что у ребёнка просто может не быть ни сил, ни навыков для того, чтобы справляться с тем, что происходит вокруг, кроме этого особенностью подросткового возраста являются так называемые гормональные скачки. Из-за этих скачков резкие, решительные действия даются подростку легче, чем взрослому человеку. Для многих не секрет, что необдуманные поступки являются одной из основных особенностей подросткового возраста. Это говорит о том, что вопрос о «силе воля» в отношении подростковых суицидов несколько неуместен.

   Кроме этого, невыносимые условия бытия могут совмещаться с высокой моралью и этикой. Часто ребёнку дают огромное количество моральных ориентиров и вынуждают его жить по особым правилам, которые нередко противоречат друг-другу. Суровые рамки, которые родители или окружения, выставляют ребёнку, могут также привести к суициду, но уже с целью самонаказания. Например, нарушив правило, ребёнок начинает испытывать невероятное чувство вины, которое, разумеется, имеет огромную силу, на фоне повышенного уровня гормонов. И как уже неоднократно упоминалось выше, не имея средств, для того, чтобы совладать с этими чувствами, ребёнок может также покончить с собой. Однако, в случае непонимания окружающих процессов и также сложности пребывания в них, может просто возникнуть отказ. Как ни странно, скучное, бесцельное пребывание, в однообразных и нудных условиях может приводить к самоубийству, а всё лишь потому, что общество не даёт целей ребёнку.

  В качестве вывода хочется отметить. Подростковый возраст является одним из самых сложных в периоде взросления ребёнка. Его основной особенностями является высокий гормональный фон, который может привести к совершению необдуманных действий. Основной задачей подростка в этот период является – налаживание интимно-личностных контактов. Однако в этом ребёнку должно помогать его окружение. Сегодня, в информационную эру, общество меняется с невероятной скоростью. Даже для взрослого некоторые аспекты его жизни, могут стать непонятными и местами невыносимыми, однако ребёнок, в отличие от взрослого, не обладает средствами для преодоления проблем, возникающих в современном обществе. Основной задачей общества, в виде людей, находящихся вокруг ребёнка – это помощь в получении средств преодоления проблем. «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Одним из основных способов профилактики суицидальных мыслей и суицидального поведения является – предоставление ребёнку дополнительных, социально приемлемых средств для выхода из сложных ситуаций, возникающих в современном обществе.

Долгицкий Олег Дмитриевич медицинский психолог КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»


    размещено:08.04.2015
    обновлено: 09.04.2015 08:04:23