Опека и попечительство

В рамках исполнения переданных государственных полномочий одним из наиболее важных направлений работы администрации города были предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства.

По состоянию на 31 декабря 2015 года на учете состоит 1 215 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:


2014 год

2015 год

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете, в том числе:

1221

1215

находящихся в приемных семьях

141

174

находящихся под опекой

682

641

усыновленных в возрасте от 0 до 18 лет

352

372

находящихся в государственных учреждениях (центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок")

43

27

количество детей, оставшихся неустроенными на конец отчетного периода

3

1

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента России от 01.06.2012 №761, государственная политика направлена на снижение численности детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в результате снижения количества лиц, лишенных родительских прав.

Достигнутые показатели подтверждают эффективность проводимой работы по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства.

В городе идет тенденция к сокращению числа социальных сирот, выявленных в результате того, что их родители лишены родительских прав (2015 год – 25 детей, 2014 год – 44 ребенка, 2013 год – 60 детей).

Снизилась численность выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значение данного показателя по сравнению с прошлым годом сократилось на 23,5%. Из общего числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, как и ранее большую часть составляют социальные сироты. Основной причиной социального сиротства является лишение родительских прав, отказ от детей при их рождении.

Администрацией города принимаются все необходимые меры для устройства детей в семью:


2014 год

2015 год

Количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

85

65

переданы на воспитание в приемные семьи

2

8

переданы под опеку

60

37

усыновлены

10

4

определены в государственные учреждения

8

4

возвращены родителям

5

3

выбыли по иным основаниям

0

9

В 2015 году в городе снизилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Впервые за 3 года общее количество детей данной категории уменьшилось. Показатель был бы лучше, если бы не увеличение, происходящее за счет детей, оставшихся без попечения родителей, прибывших из других регионов.

Проводится большая работа по информированию граждан о возможности стать усыновителями, опекунами, приемными родителями, о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве их в семью, через официальный сайт, городские СМИ, общественные организации, посредством проведения приема граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, приемными родителями. В помощь замещающим родителям изданы и распространены информационно-методические брошюры.

Благодаря слаженной работе по пропаганде семейных форм устройства удалось привлечь внимание горожан к проблемам социального сиротства. В настоящее время 97,7% (2014 год – 96%) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях горожан.

Наиболее активно в городе развивается такая форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. В 2015 году осуществляет свою деятельность 38 приемных семей. В сравнении: в 2014 году – 31 приемная семья, увеличение на 7 семей или на 22,6%. В них воспитываются 174 приемных ребенка.

В случае если устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью невозможно, такой ребенок определяется в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящееся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На протяжении последних лет в городе имеется положительная тенденция снижения численности детей-сирот, воспитывающихся в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок". На конец отчетного периода там воспитывалось 27 детей, (в 2014 году численность воспитанников учреждения составляла 43 ребенка, в 2013 году -54 ребенка), уменьшение составило на 16 детей или на 37,2%.

Одной из задач в сфере опеки и попечительства автономного округа, помимо установленных федеральным законодательством, является профилактика социального сиротства. С целью выявления и учета детей, права и законные интересы которых нарушены, проверено 540 сообщений от граждан и организаций о нарушении прав детей. В 101 случае сообщения о неблагополучии подтвердились. Для сохранения ребенку кровной семьи приняты решения о начале индивидуальной профилактической работы в отношении детей и семьи и о принятии мер по восстановлению нарушенных прав ребенка.

Осуществляется контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнением опекунами и попечителями требований, установленных действующим законодательством. За 2015 год проведено 2 371 плановых и внеплановых проверок условий жизни детей, 236 плановых и внеплановых проверок сохранности жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, составлено 759 описей имущества подопечных. По результатам работы 2 опекуна и 1 приемный родитель отстранены от исполнения своих обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, 1 опекун привлечен к административной ответственности. В остальных семьях опекунов/попечителей, приемных родителей и усыновителей, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города, созданы надлежащие условия для воспитания, содержания и обучения детей.

С целью защиты личных прав несовершеннолетних в 2015 году специалисты управления по опеке и попечительству администрации города приняли участие в 1020 судебных заседаниях.

Выдано 223 разрешения на заключение трудового договора с несовершеннолетними.

Для защиты имущественных и жилищных прав несовершеннолетних и опекаемых граждан выдано 509 постановлений администрации города на совершение сделок с имуществом и 560 разрешений на распоряжение денежными средствами.

В настоящее время существует проблема невыплаты алиментов родителями, обязанными содержать своих несовершеннолетних детей.

Несмотря на предпринятые меры, а также в связи с увеличением общего количества детей-сирот, имеющих право на получение алиментов, на 16,8%, в 2015 году в сравнении с предыдущим годом на 19% уменьшилось количество детей, фактически получающих алименты, а именно: в 2015 году имеют право получать алименты 603 несовершеннолетних, из них фактически получают – 153 ребенка.

Одной из причин невыплаты алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие постоянного места работы должников, невозможность установления фактического места их жительства.

В соответствии с действующим законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказаны меры социальной поддержки на общую сумму более 232 млн. рублей. Гражданам, принявшим на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, произведена выплата единовременного пособия при помещении ребенка в семью на сумму более 4 млн. рублей. За отчетный период на выплату вознаграждения приемным родителям израсходовано более 76,5 млн. рублей.

В 2015 году для обеспечения жилыми помещениями 64 детей-сирот всего заявлено и поступило 107,3 млн. рублей, освоено 82,1 млн. рублей. Финансирование осуществлялось из средств окружного и федерального бюджетов.

Уменьшение объемов финансирования и произведенных затрат на указанные цели в текущем году связано с внесением изменений в действующее законодательство ХМАО – Югры, в соответствии с которыми изменена методика расчета объема субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. Причем количество получателей в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 20,7%.

В списке детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на начало 2015 года состояло 45 человек.

С января по декабрь 2015 года были дополнительно выявлены и включены в список на обеспечение жильем 21 человек, исключены 2 человека. С начала года были обеспечены жилыми помещениями 16 детей-сирот и лиц из их числа.

На конец 2015 года в списке состоит 48 человек для обеспечения их жилыми помещениями. Всего в 2016 году будет приобретено 54 квартиры.

В целях непосредственного участия в процедурах закупок в течение 2015 года на аукционах по приобретению жилых помещений присутствовали лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жильем. Такая практика будет продолжена и в 2016 году.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся и полномочия по установлению опеки над гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности, а также по патронажу совершеннолетних дееспособных граждан.

Численность недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, состоящих на учете, на 31.12.2015 составляет 418 человек (в 2014 году - 439 человек).

В связи с введением в 2015 году в эксплуатацию дополнительных спальных корпусов в БУ ХМАО - Югры "Психоневрологический интернат" и помещением недееспособных, ожидавших путевки в данное учреждение, численность недееспособных граждан, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города, по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 5%.

В БУ ХМАО - Югры "Психоневрологический интернат", БУ ХМАО - Югры "Геронтологический центр" помещено 55 недееспособных граждан.

В связи с изменениями в статью 30 Гражданского кодекса РФ в течение 2015 года судом было признано 3 человека ограниченно дееспособными.


2014 год

2015 год

Количество недееспособных граждан, состоящих на учете

439

415

Количество ограниченно дееспособных граждан, состоящих на учете

0

3

Выдано заключений о возможности гражданина быть опекуном

65

85

Установление предварительной опеки над недееспособными гражданами

24

66

Установление опеки над недееспособными гражданами

64

81

Снятие с учета и постановка на учет недееспособных граждан

20

33

Прекращение опеки

45

52

Освобождение от исполнения обязанностей опекуна (по заявлению)

10

33

Установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами

9

15

Прекращение патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами

4

6

Количество состоящих на учете совершеннолетних дееспособных под патронажем

38

41

Количество проверок: плановые/внеплановые

1620/5

1617/16

Работа по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, признанных недееспособными, будет продолжена в 2016 году.


    размещено:02.03.2016
     
    Скачать

    Отчет за 2015