Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Не каждый качественный товар подлежит замене

НЕ КАЖДЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР МОЖНО ОБМЕНЯТЬ ИЛИ ВЕРНУТЬ 
 
Порядок обмена и возврата товара надлежащего качества регламентирован статьей 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Практически каждый дееспособный гражданин знаком с этим порядком. Но не все обращают внимание на то, что из общего правила имеется исключение, касающееся некоторых групп непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55). В указанный Перечень включены следующие группы товаров: 
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары). 3. Парфюмерно-косметические товары. 
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.  
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные). 
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования. 
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. 
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты). 
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни. 
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения. 
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. 
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему. 
13. Животные и растения. 
14. Непериодические издания. 
    Данный Перечень должен быть в каждом торговом предприятии и предоставляется по первому требованию покупателя. Поэтому, собираясь сделать существенную покупку, возьмите за правило предварительно ознакомиться с этим Перечнем, и если в нем имеется ссылка на приобретаемый товар, лучше все сомнения относительно формы, размеров, расцветки, габаритов, комплектации разрешить до его покупки. Приобретая указанные выше товары, следует наиболее ответственно подходить к своему выбору, потому что в обмене или возврате качественного товара продавец может отказать на законных основаниях. 
    Наиболее часто потребители сталкиваются с отказами продавцов в обмене или возврате технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Перечнем предусмотрены следующие технически сложные товары: станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства. Поэтому советуем, при покупке телефона, телевизора, холодильника и другой бытовой техники не полениться и ознакомиться с технической документацией, прилагаемой к товару, а также внимательно оценить его потребительские свойства. При установлении права продавца на отказ в замене или возврате таких товаров законодателем учтено, что при продаже технически сложных товаров, на которые установлены гарантийные сроки, продавец обязан заполнить гарантийный талон, течение гарантийного срока начинается с момента продажи товара. При возврате либо обмене такого рода товаров у продавца возникнут проблемы с его дальнейшей реализацией, ведь с момента первой продажи товара уже прошел какой-то период гарантийного срока. Соответственно, могут быть ущемлены права нового покупателя возвращенного товара. 
    Не менее внимательно нужно выбирать мебель: проверять размеры, обращать внимание на соответствие цвета интерьеру вашей квартиры и др., потому что мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) надлежащего качества не подлежат обмену либо возврату. Как правило, мебельные салоны имеют большие хорошо освещенные торговые залы, и покупатели не всегда могут правильно на взгляд оценить размеры или габариты мебели, визуально определить нюансы расцветки. При доставке мебели часто выясняется, что она занимает слишком много места в комнате либо попросту ее невозможно поставить, или не вписывается в интерьер квартиры. 
    Достаточно курьезны ситуации с товарами, приобретенными в подарок и не подошедшими по тем или иным потребительским свойствам. Чаще всего это касается изделий из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненными драгоценными камнями. Не всегда удается угадать предпочтения одариваемого. Но такие товары надлежащего качества также не подлежат обмену или возврату, и закон предоставляет право продавцу отказать в обмене или возврате вышеперечисленных товаров, если в них нет недостатков. Пойдя навстречу покупателю в такой ситуации, торговое предприятие оказывает «акт доброй воли». 
    На что ещё нужно обратить внимание. Даже если товар не входит в вышеуказанный Перечень, потребитель не может сразу заявить, что хочет вернуть товар, ведь в законодательстве о защите прав потребителей предусматривается право на обмен товара надлежащего качества, не подходящего потребителю по указанным выше причинам. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Поэтому, если потребитель предъявляет требование, например о том, что приобретенная им обувь не подходит по размеру, продавец обоснованно может предложить потребителю такую же обувь другого размерного ряда. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара. 
    Таким образом, потребителю до предъявления продавцу требования об обмене (возврате) товара надлежащего качества следует определиться, согласуются ли его желания с правами, предоставленными действующим законодательством и, только проанализировав вышеуказанные моменты, имеет смысл предъявлять четко сформулированное требование.



    размещено: 24.12.2014
    обновлено: 06.02.2015 01:02:41