Проведение оценки регулирующего воздействия в администрации города Нижневартовска. Опыт и перспективы.
Проведение оценки регулирующего воздействия  в администрации города Нижневартовска. Опыт и перспективы.

     Об опыте проведения ОРВ (экспертизы и ОФВ) в администрации города Нижневартовска и перспективах развития этой деятельности выступил с докладом на семинаре-совещании 19.12.2018 в городе Ханты-Мансийске заместитель главы города Нижневартовска по экономике и  финансам Дмитрий Кощенко.

Высокий уровень развития муниципального образования и региона в целом невозможен без совместной работы бизнеса и власти, поэтому так важен их конструктивный диалог. Одним из направлений такого делового общения является оценка регулирующего воздействия (ОРВ).

ОРВ является одним из важнейших этапов нормотворчества, это тот механизм, который играет существенную роль в формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Развитие института ОРВ способствует повышению качества разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Ведь именно представители бизнеса знают с какими проблемами и трудностями им приходится сталкиваться при выполнении нормативных актов и как они влияют на их деятельность.

         Обеспечение информационной открытости проведения ОРВ (экспертизы, ОФВ) и применение современных IT-технологий, особенно на этапе таргетинга, помогает сократить временные издержки и сделать процесс публичных консультаций более удобным и понятным для бизнеса. Не менее  важным аспектом является поддержка «обратной связи» с предпринимателями.

 Результативными также являются публичные консультации в форме совместных совещаний с представителями бизнеса. На таких совещаниях обсуждаются все возникающие вопросы, урегулируются разногласия, решение оформляется протоколом.

Неурегулированные разногласия по НПА, затрагивающим вопросы предпринимательской деятельности, рассматриваются на заседаниях Экспертно-консультативного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижневартовске; по НПА, затрагивающим вопросы инвестиционной деятельности, рассматриваются на заседаниях Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в городе Нижневартовске.

Информация об ОРВ также рассматривается на заседаниях Комиссии администрации города по противодействию коррупции, так как проведение ОРВ способствует снижению рисков возникновения коррупции

За период 2015 год – 11 месяцев 2018 года удалось достичь следующих результатов:

проведено 237 процедур ОРВ проектов муниципальных НПА, 40 экспертиз и 25 ОФВ действующих НПА.

выдано 302 заключения, из них 253 положительных (84%), 49 отрицательных (16%).

При проведении публичных консультаций получено 574 отзыва от представителей научного и бизнес-сообщества, в том числе 64 с предложениями и замечаниями, из которых 41 учтен.

Снижение количества отрицательных заключений и замечаний от бизнес-сообщества свидетельствует о том, что проведение ОРВ (экспертизы, ОФВ) способствует повышению качества принимаемых муниципальных НПА.

Вместе с тем, существуют вопросы, требующие совместного принятия решений.

Упрощению процедуры оповещения бизнеса и получения «обратной связи» в процессе проведения публичных консультаций, на наш взгляд,  может способствовать  применение IT- технологий, разработка приложения  по ОРВ для смартфона (краткие и детализированные вопросы, удобный и простой в пользовании интерфейс, с возможностью получения уведомлений и актуальных новостей по вопросам ОРВ, создание форума для обсуждения и обмена мнениями между предпринимателями и т.д.).

         Результат: сокращение бумажного документооборота между разработчиками НПА и бизнесом, минимизация временных затрат предпринимателей на изучение проекта документа и прохождение опроса.

Сокращению сроков принятия НПА в рамках внедрения «бережливого производства» будет способствовать исключение внутреннего бумажного документооборота между разработчиком НПА и другими структурными подразделениями при согласовании НПА.

В целях исключения формального подхода к проведению ОРВ (экспертизы, ОФВ) при принятии НПА с высокой степенью регулирующего воздействия предлагаем предусматривать вступление их в силу в конкретные даты (например, с 1 января или с 1 июля), а также закреплять сроки переходных периодов для вступления таких НПА в силу.

Кроме того, считаем важным повышение правового статуса заключения по результатам проведения ОРВ (экспертизы, ОФВ).

При проведении ОРВ НПА с низкой степенью регулирующего воздействия считаем целесообразным заполнение сокращенной формы отчета об ОРВ. Это сократит временные трудозатраты разработчиков проектов НПА.

Процедуру ОФВ предлагаем проводить в три этапа:

- на первом этапе разработчиками НПА проводится анализ реальных эффектов от действия нормативного акта;

- на втором этапе к оценке НПА привлекаются экспертное и деловое сообщества, которые представят собственную позицию;

- третий этап - подготовка заключения об оценке фактического воздействия по итогам работы, в котором могут содержаться рекомендации о внесении поправок в НПА.

Итоговое решение о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт или его отмене принимать на заседаниях советов по развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности.

На перспективу предлагаем рассмотреть вопрос о проведении ОРВ (экспертизы, ОФВ) по НПА, затрагивающим и другие социально-экономические вопросы (на примере мирового опыта).  Но для этого требуется принятие решения на федеральном уровне.

Перспективными направлениями ОРВ (экспертизы, ОФВ) являются:

- дальнейшее развитие и непрерывное совершенствование института ОРВ;

- постоянный диалог и повышение активности научного и бизнес-сообщества при проведении ОРВ;

- создание благоприятных условий на территории города Нижневартовска для создания и развития предпринимательства, привлечения новых инвесторов;

- обмен опытом и активное взаимодействие с органами власти и бизнес-сообществом.

Наша задача – постоянно повышать качество и открытость проведения ОРВ,  поддерживать и расширять взаимодействие с бизнесом.

От этого зависит доверие предпринимателей к органам власти всех уровней, создание благоприятных условий для развития бизнеса, удовлетворенность жителей округа качеством жизни в Югре.


  1. Доклад
    (DOCX, 26.74Кб)

  2. Презентация
    (PPSX, 4.23Мб )

размещено:19.12.2018