Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Уважаемые руководители предприятий города! Уведомляем Вас о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты, касающиеся деятельности в сфере утилизации отходов

29 декабря 2014 года принят Федеральный закон №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №458-ФЗ).

Федеральным законом определены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, уточняется понятийный аппарат Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ). В частности, вводятся понятия «утилизация отходов», «обработка отходов», «твердые коммунальные отходы», «объекты обезвреживания отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «отходы от использования товаров», «норматив утилизации отходов от использования товаров» и т.д.

Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся похожие по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Указанным законом в Федеральный закон №89-ФЗ, внесены изменения, вступающие в силу поэтапно:

С 01.01.2015:

1. Введено регулирование в области обращения с отходами от использования товаров:

- производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации;

- перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации;

- производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор;

- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, за истекший календарный год представляется производителями, импортерами товаров в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

2. Предусмотрен экологический сбор для производителей, импортеров товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от этих товаров. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Для определения количества товаров, включая использованную для их производства упаковку, подлежащих утилизации в 2015 году, а также для исчисления экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, применяются данные о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, включая упаковку, за девять месяцев 2015 года.

Сумма экологического сбора, уплачиваемого за девять месяцев 2015 года производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, в случае, если указанные производители, импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования этих товаров, подлежит уплате до 15 октября 2015 года. Сумма экологического сбора, уплачиваемого за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, подлежит уплате до 1 февраля 2016 года.

С 01.07.2015:

1. Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Ранее выданные лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности действуют до 30 июня 2015 года.

2. Вводятся новые требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

С 01.01.2016:

1. Для осуществления деятельности по обращению с ТКО на территориях субъектов РФ будут созданы региональные операторы – юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет.

Собственники ТКО будут заключать договор установленной формы на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.

Наряду с региональными операторами, будут действовать операторы по обращению с отходами – юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с ТКО.

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

2. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:

- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

- тариф на обработку ТКО;

- тариф на обезвреживание ТКО;

- тариф на захоронение ТКО.

3. Изменен максимальный срок накопления отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования – не более чем одиннадцать месяцев (ранее – шесть месяцев). Хранение отходов, т.е. их складирование в специализированных объектах с целью дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения можно будет осуществлять сроком более 11 месяцев (данное понятие вступает в силу с 01.01.2015).

4. Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО будет переданы субъектам РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих городских округов. При этом законом предусмотрено перераспределение полномочий между региональным и местным уровнями.

5. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением ТКО) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО будут операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

6. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

7. Запрещается применение ТКО для рекультивации земель и карьеров.

С 01.01.2017:

Введен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ).

С 01.01.2019:

Плата за негативное воздействие не будет взиматься за размещение отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом №458-ФЗ признается утратившим силу Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», вносятся корреспондирующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие законодательные акты Российской Федерации.

В развитие принятых изменений Правительством Российской Федерации должны быть разработаны и утверждены более 30 нормативных актов, а региональными властями – более 10 нормативных актов.




    размещено: 04.02.2015
    обновлено: 05.02.2015 09:02:29