Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Профессиональная подготовка кадров в России

В последнее время в России часто поднимают вопрос «кадрового голода». Это действительно становится проблемой, т.к. с нехваткой профессиональных специалистов сталкиваются практически во всех отраслях, начиная с рабочих специальностей заканчивая сферой управления. Как изменить ситуацию и начать поставлять на рынок труда высококлассных специалистов?

Эксперт рабочей группы «Общество и власть» регионального отделения ОНФ Югры Наталья Фролова прокомментировала основные задачи государственной политики в области профессионального образования.

Профессиональная подготовка кадров в России – ключевая задача государственной молодежной политики

Организация профессиональной подготовки кадров является важной социальной функцией любого государства. Не случайно первый вопрос, который прозвучал в эфире Прямой линии с Президентом РФ Владимиром Путиным (16 апреля 2015 года), был о планах государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи.

По словам Владимира Путина, « …подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время, потому что само производство усложняется и, конечно, нам нужны, прежде всего, высококвалифицированные рабочие кадры». Президент РФ отметил, что ключевым здесь является работа с «объединениями предпринимателей – и с теми, кто представляет малый и средний бизнес, и с теми, кто представляет крупные предприятия». Сегодня достигнуты договоренности о целом наборе мер совместных действий, «это и о компетенции в различных областях, это совместная работа по организации производственной практики и так далее. Без этого просто невозможно двигаться [вперёд], очевидный факт».

Абсолютно согласна с высказанной лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным позицией.

В настоящее время в стране сформирован и реализуется целый комплекс стратегических задач, направленный на развитие профессионального образования:

создание современной, эффективной системы профессионального образования, ориентированной на запросы предприятий, способной удовлетворять потребности российской экономики;

повышение качества профессионального образования, обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики;

повышение квалификации педагогических кадров;

укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, в том числе оснащение их современным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием;

консолидация ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы среднего профобразования;

профессиональная ориентация молодежи.

Приоритетные направления государственной политики в области профессионального образования определены, в том числе, одним из «майских» Указов Президента №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

О моделях системы подготовки кадров

Замечу, что актуальность вопроса о профессиональном образовании вызвана, в том числе, и модернизацией системы начального и среднего профессионального образования, стартовавшей в 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». На первом этапе государственная поддержка была нацелена на развитие отдельных учреждений и их партнерских отношений с работодателями. Следующий шаг – адресная государственная поддержка развития региональных систем профессионального образования.

Именно среднее профессиональное образование имеет ярко выраженную региональную направленность, помимо социальной функции этот уровень образования должен решать задачу обеспечения квалифицированными рабочими кадрами экономики регионов. Сегодня в субъектах Российской Федерации идут активные процессы реструктуризации сети, поиск эффективных моделей региональных систем профессионального образования. Выделяются три модели управления ресурсами системы подготовки кадров в регионах: традиционная, кластерная и сетевая модели.

По информации Минобрнауки России, как правило, в «чистом» виде модели не используются. Сочетание различных признаков в конкретной региональной системе профессионального образования зависит от особенностей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Но совершенно очевидна тенденция движения в сторону децентрализованных моделей (кластерной или сетевой), поскольку эти модели позволяют наиболее эффективно использовать потенциал государственно-частного партнерства и распределять ресурсы системы профессионального образования (кадровые, материально-технические, финансовые и т.д.).

О перспективах Югры

Высоким потенциалом развития системы среднего профессионального образования обладает Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Образовательные организации сбалансировано размещены на территории округа, что позволяет получить образование без выезда за пределы автономного округа. Несмотря на общую тенденцию сокращения числа образовательных организаций уровня среднего профессионального образования (в целом по округу за 5 лет на 37%), сохранен контингент студентов, получающих среднее профессиональное образование. Шесть образовательных организаций среднего профессионального образования имеют статус ресурсных центров в сфере IT-технологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного комплексов Югры.

Об МФЦ прикладных квалификаций

Важно, что государство стремиться обеспечить доступность качественного профессионального образования путем построения реальных механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях. Здесь в качестве примера можно привести участие работодателей в разработке образовательных программ. Только за 2014 год, по информации Минобрнауки России, разработано (доработано) совместно с ведущими работодателями более 1100 программ среднего профессионального обучения или профессионального обучения.

Минобрнауки России совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и российско-германской внешнеторговой палатой в 10 субъектах Российской Федерации реализует пилотный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В стране создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций. В 2013-2014 годах создано 302 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Основная часть многофункциональных центров прикладных квалификаций приходится на Центральный (88), Уральский (47) и Приволжский (41) федеральные округа.

О пути к успеху

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования – значимая часть пропаганды профессионального образования. Только за 2014 год проведено 26 таких олимпиад, в которых приняли участие 735 человек из 67 субъектов Российской Федерации. С учетом региональных этапов олимпиадного движения было охвачено около 2,0 тысяч человек.

Наш округ имеет положительный опыт по созданию благоприятной среды для развития молодежного предпринимательства, а также по формированию навыков ведения бизнеса у школьников.

Популярные проекты Югры:

«Азбука бизнеса» – профориентационные курсы для старшеклассников по основам предпринимательской деятельности;

«Факультет бизнеса» – обучающая программа для студентов;

«Путь к успеху» – конкурс молодёжных бизнес-проектов;

Слёт молодых предпринимателей Югры;

Клуб бизнес-наставников;

Региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России».

Ежегодно только в федеральной программе «Ты – предприниматель», реализуемой на территории ХМАО-Югры, принимают участие более 7,0 тысяч югорчан, проходит обучение более 3,0 тысяч. Положительным итогом такой работы является создание на территории округа субъектов малого и среднего бизнеса.

Проблема №1

Создание современной материально-технической и производственной баз. В последние 30 лет в системе среднего профессионального образования практически не велось нового строительства. В Российской Федерации отсутствуют образцы современных кампусов, ориентированных на подготовку рабочих и технических специалистов. Профессиональные образовательные организации размещены в зданиях, построенных в 60-80-х годах прошлого века. По информации Минобрнауки России удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы рассматриваемого уровня – исключительно программы подготовки квалифицированных рабочих, превышает 30% (общежития – 18%).

И здесь важна поддержка работодателей, как, например, в нашем округе. Крупные предприятия ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» в 2013 году поддержали создание Многофункционального центра прикладных квалификаций на базе Сургутского политехнического колледжа.

Проблема №2

Кадровое обеспечение профессионального образования, в том числе, старение педагогических кадров. В профессиональных училищах основную долю составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет (65%), при этом 11,5% перешагнули 60-летний рубеж. В колледжах и техникумах основную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (67,2 %), 20% преподавателей находятся в возрасте старше 65 лет, доля молодых работников в возрасте до 30 лет составляет лишь 12,5%.

Проблема №3

В контексте решения задачи повышения качества профессионального образования и профориентации современной молодежи, также, необходимо, решить проблему построения комплексной системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы). Сегодня в такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, организаций дополнительного образования.

Эксперт рабочей группы «Общество и власть»

Регионального отделения ОНФ Югры

Наталья Фролова.




    размещено: 12.05.2015

     
    Поделиться
    Статистика

     Данная страница

    Вверх