Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Управление ФАС по ХМАО – Югре сообщает…

Президент РФ утвердил четвертый антимонопольный пакет

5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).
Напомним, документ был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 сентября и одобрен Советом Федерации 30 сентября 2015 года.
Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Он предусматривает существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике.
Закон определяет процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных органов. Так, предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения.
Расширяется институт предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, иные формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти. Стоит отметить, что появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а с другой стороны - механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают Закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.
Будет упразднен и реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. По мнению ФАС России, включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.
Кроме того, закон предоставляет право Правительству РФ определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70%) при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.
Еще одной новацией четвертого антимонопольного пакета являются нормы, предусматривающие заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России по правилам контроля экономической концентрации.
В процессе обсуждения с органами власти, бизнес-ассоциациями и общественными организациями Закон о защите конкуренции будет дополнен новой главой о недобросовестной конкуренции. Она была обусловлена наработанной судебной практикой и с учетом лучших зарубежных практик.
Ханты-Мансийское УФАС России отмечает, что в законную силу поправки вступят по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

Администрация г.п. Советский пыталась привлечь дорожников к охране улиц

В окружное УФАС поступила жалоба предпринимателя на действия Администрация городского поселения Советский при проведении аукциона, в рамках которого должна осуществляться работа по содержанию и обслуживанию улиц г.п. Советский.

В техническом задании указан пункт, согласно которому исполнитель обязан не только осуществлять уборку улиц поселения, но и осуществлять охрану общественного порядка, сообщать Администрации поселения о дорожно-транспортных и иных происшествиях, ведущих к повреждению улиц г.п. Советский, а также принимать меры по сохранности дорог. Отметим, что протяженность дорог составляет около 140 км.

К примеру, в случае проезда на улицах городского поселения автомобилей, чья масса или габариты превышают допустимые нормы, исполнитель контракта обязан взять на себя роль сотрудника ГИБДД и заставить автомобиль прекратить движение.

Также, согласно техническому заданию, подрядчик должен вести учет дорожно-транспортных происшествий на дорогах, взятых на обслуживание.

Руководствуясь Законом о контрактной системе, Ханты-Мансийское УФАС пришло к выводу, что требования, указанные в техническом задании влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того, вышеперечисленные требования носят не объективный характер.

Таким образом, Администрации городского поселения Советский было выдано предписание об изменении технического задания.

Антимонопольщики Югры выявили нарушения в аукционе стоимостью

9 млн. рублей

В Ханты-Мансийское УФАС поступила жалоба от предприятия "ЖилстройСервис" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, объявленного в августе текущего года.

Аукцион был объявлен на приобретение котельной и оборудования, мощностью 500кВт в сельском поселении Перегребное Октябрьского района. Сумма аукциона составила 9 млн. рублей.

По мнению участника аукциона, требования к приобретаемым товарам и услугам прописаны таким образом, чтобы ограничить количество участников аукциона. Напомним, подобные действия являются нарушением 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно техническому заданию, приобретенная котельная и оборудование, установленное на котельной должно быть новое, не бывшее в эксплуатации. Покупка должна осуществляться через субъекты малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Оплата покупки котельной и оказание дальнейших услуг должна была осуществляться в два этапа, причем второй этап оплаты должен произойти до 31 декабря нынешнего года. Что перечит Закону о контрактной системе. Согласно которому в контракт, заключенный с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие - оплата не позднее чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Кроме того, изучив требования к документации указанные в техническом задании, можно сделать вывод, что оно имеет признаки изготовления под конкретный введенный в эксплуатацию объект и иным участникам закупки будет невозможно выполнить все его условия. К примеру, в техническом задании указано, что дымовая труба для котельной должна находиться отдельно и иметь обязательную длину 342,4 м. Также, согласно контракту, исполнитель обязан в 20 - дневный срок не только осуществить поставку и установку котельной, но и оформить все необходимые документы.

В результате рассмотрения доводов Заявителя Комиссия Управления выдала предписание о внесении изменений в документацию электронного аукциона.

Отметим, что предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

Ханты-Мансийское УФАС отстояло права предпринимателей

в окружном суде (18.09.2015)

Окружной суд Югры подтвердил законность постановления Ханты-Мансийского УФАС России в отношении одного из должностных лиц администрации города Югорск.

Напомним, что для перевозки жителей города на общественном транспорте в конце 2013 года было вынесено постановление об организации данных перевозок. В результате проверки документации Ханты-Мансийским УФАС России были выявлены нарушения, ограничивающие права потенциальных участников отбора на перевозку пассажиров. Так, согласно постановлению, кандидат, осуществляющий перевозки по городским маршрутам должен иметь опыт подобного бизнеса не менее трех лет.

В апреле прошлого года УФАС по ХМАО вынесено решение о нарушении Закона «О защите конкуренции». Также, указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении на должностное лицо. В марте текущего года вынесено постановление о наложении штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. С чем должностное лицо не согласилось и обратилось в Югорский районный суд. Который, в свою очередь, оставил решение Ханты-Мансийского УФАС России без изменений. На днях правомерность решения была подтверждена и окружным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По словам руководителя УФАС по ХМАО Артура Демкина, введение подобных условий препятствует развитию конкуренции и малого бизнеса. Кроме того, создает необоснованные барьеры для только появившихся предприятий.

УФАС по ХМАО провело очередное заседание Общественно - консультативного совета (30.09.2015)

29 сентября в Ханты-Мансийске состоялось третье заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Заседание открылось на торжественной ноте – Артур Демкин рассказал о прошедшем юбилее антимонопольного регулирования в России. Были озвучены мероприятия, прошедшие в рамках международной конференции «Неделя конкуренции в России».

На прошлом заседании совета участники предложили пригласить представителя администрации Ханты-Мансийска для информирования участников совета о ходе исполнения предписаний о нарушениях деятельности предприятий: «Городские электрические сети» и «Дорожно – эксплуатационное предприятие» Ханты-Мансийска. В связи с чем, первым выступил заместитель главы администрации города Теодор Марютин. Он рассказал о принятых мерах по устранению нарушений, отметив, что фактически все нарушения устранены.

В рамках заседания с докладом о препятствиях в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов и пути их устранения выступил начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Владимир Тимиргалиев. Он рассказал о важной роли ФАС, связанной с защитой конкуренции, в том числе путем устранения административных барьеров, создаваемых органами власти и органами местного самоуправления.

В связи с внесением изменений в четвертый антимонопольный пакет, с новыми функциями и полномочиями ФАС России слушателей ознакомил заместитель руководителя Управления Батыр Точиев.

Последним с докладом выступил заместитель начальника отдела контроля закупок Александр Миронов. Доклад был посвящен реестру недобросовестных поставщиков, а также применяемой практики по включению в реестр Ханты-Мансийского УФАС России.

По окончанию заседания, директор по правовым вопросам Ханты-Мансийского филиала ОАО «Ростелеком» Андрей Тальков, выразил благодарность сотрудникам антимонопольного органа за принятые меры по снятию барьеров на рынке телекоммуникационных услуг.

Антимонопольщики Югры отпраздновали 25-летие ФАС (28.09.2015)

В минувшую неделю в честь 25-летнего юбилея антимонопольного регулирования в нашей стране, состоялась «Неделя конкуренции в России». Комплекс основных мероприятий прошел в Москве. Всего, в рамках международной конференции, прошло около 20 мероприятий различного формата. Это и юбилейное заседание Коллегии ФАС России и встреча руководителей антимонопольных органов стран БРИКС, а также 43-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) и многое другое.

Кроме того, ряд торжественных мероприятий масштабно отпраздновали по всей стране.

Не остались в стороне и сотрудники Ханты-Мансийского УФАС России. 26 сентября в Ханты-Мансийске на детской площадке, находящейся в районе улицы Бориса-Щербины дом 7, сотрудники Ханты – Мансийского УФАС России высадили саженцы клена. Торжественные посадки были проведены совместно с сотрудниками природного парка «Самаровский чугас».

Представители Ханты - Мансийского УФАС провели семинар для сотрудников УФНС по ХМАО (06.10.2015)

На минувшей неделе сотрудники УФАС по ХМАО рассказали работникам окружной налоговой службы о практике применения закона о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

В семинаре-совещании приняли участие представители Управления федеральной налоговой службы со всего округа.

Сотрудники Ханты-Мансийского УФАС рассказали об особенностях подготовки документации и проведения торгов, об условиях изменений государственного контракта. Также, особое внимание было уделено нарушениям, допущенным районным отделением УФНС при проведении закупочных процедур.

Кроме того, сотрудникам УФНС рассказали о необходимых мерах при уклонении участника от заключения контракта, а также неисполнении условий контракта.

После выступления сотрудники УФАС по ХМАО ответили на все возникшие у собравшихся вопросы.

Руководитель УФАС по ХМАО Артур Демкин отметил, что подобные встречи позволяют уменьшить число нарушений при организации и проведении торгов.

Закупаю – как хочу! (12.10.2015)

К такому выводу пришло Ханты-Мансийское УФАС России по результатам внеплановой проверки муниципального предприятия муниципального образования города Ханты-Мансийск «Городские электрические сети» (далее - МП «ГЭС»).

По результатам выездной внеплановой проверки МП «ГЭС», осуществленной в период с 24.08.2015 по 17.09.2015, в рамках совместной проверки с Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, антимонопольным органом выявлено более 100 нарушений требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Основные нарушения – отсутствие проведения конкурентных закупочных процедур, а также не размещение информации о закупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.

В ходе проверки антимонопольный орган указал на злоупотребление МП «ГЭС» правом заключения прямых договоров при закупке стоимостью менее 500 000 рублей, предусмотренным пунктом 12.1.1 Положения о закупках МП «ГЭС».

Однако, несмотря на выявленные факты нарушений, МП «ГЭС» вносит изменения в Положение о закупках, позволяющие МП «ГЭС» заключать прямые договоры (с единственным поставщиком) при стоимости закупки до 6 000 000 рублей.

Таким образом, увеличивая разрешенную для заключения договора с единственным поставщиком стоимость закупки до 6 000 000 рублей, МП «ГЭС» нарушает принципы и цели Закона о закупках, направленные, в том числе на эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Непроведение закупочных процедур, на основании пункта 12.1.1 Положения о закупках МП «ГЭС», приведет (может привести) к неэффективному использованию денежных средств, и как следствие, к увеличению тарифов МП «ГЭС» на передачу электроэнергии.

В целях принятия мер, информация о результатах закупки направлена Ханты-Мансийским УФАС России в Администрацию г.Ханты-Мансийска, являющуюся учредителем МП «ГЭС».

Материалы выездной проверки переданы должностному лицу Ханты-Мансийским УФАС России, для принятия мер антимонопольного реагирования, рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до трехсот тысяч рублей, за каждый факт административного правонарушения.

Арбитражный суд поддержал решение УФАС по ХМАО о сговоре

в Нягани

В 2014 году в Ханты-Мансийское УФАС России поступили материалы из Прокуратуры города Нягани, содержащие сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции» и ЗАО ДСТ «Узтюмендорстрой» при проведении аукционов и заключения муниципальных контрактов.

Из представленных материалов следует, что при проверке соблюдения законодательства в сфере расходования бюджетных средств, выделенных в 2013 году на реализацию окружной целевой программы, Прокуратура Нягани выявила ряд нарушений. Иными словами, по мнению городской прокуратуры, между предприятием и Управлением капитального строительства произошел сговор.

По словам представителей ЗАО ДСТ «Узтюмендорстрой» работы по строительству автомобильных дорог в центре города начались до подписания контракта, в связи с погодными условиями – наступлением осенних заморозков. На что городское Управление дало разрешение.

Но, в ходе проверки выяснилось, что записи в журнале производства работ, датируются более ранними сроками. Согласно записям журнала, в день начала работ итоги аукциона еще не были озвучены и исполнитель не мог знать о своей победе.

После получения решения Ханты-Мансийского УФАС России о незаконности своих действий, ЗАО ДСТ «Узтюмендорстрой» совместно с городским Управлением исправили даты выполнения работ на более поздний срок.

Стоит отметить, что Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России выявило значительное нарушение в финансовой отчетности: согласно подписанным документам о выполненных работах сумма составила четыре миллиона рублей, тогда как сумма контракта на торгах была вдвое меньше.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признала действия городского Управления капитального строительства и реконструкции и предприятия ЗАО ДСТ «Узтюмендорстрой» незаконными и выдало предписания об исправлении нарушении.

Работники ЗАО ДСТ «Узтюмендорстрой» с таким решением не согласились и обратились в Арбитражный суд. 6 октября нынешнего года суд поддержал решение и предписание антимонопольщиков Югры и оставил его без изменений.

Отметим, что это не единичный факт сговора в Нягани. Антимонопольным органом выявлено 5 аналогичных фактов сговора. На сегодняшний день все решения антимонопольного органа прошли судебную проверку и были оставлены судами различных инстанций в силе.

Изменения в действующий контракт довели должностное лицо до суда

В августе 2015 года постановлением УФАС по ХМАО должностное лицо города Советский было привлечено к административной ответственности (штраф в размере 20 тысяч рублей).

Дело в том, что при строительстве 3 очереди крытого катка в Советском было заключено дополнительное соглашение к уже действующему контракту об изменении сроков завершения строительства. Подобные действия являются нарушением Закона о контрактной системе и влекут за собой ограничение конкуренции.

В своих пояснениях должностное лицо объяснило свои действия нехваткой финансирования, в связи с чем, заказчику пришлось сдвинуть сроки сдачи объекта.

Комиссия УФАС по ХМАО, изучив материалы дела, пришла к выводу, что согласно документации в контракте нет сведений о необходимости выдачи аванса. Кроме того, согласно контракту оплата производится на основании предоставленных актов о выполненных работах. Следовательно, действия заказчика расцениваются как нарушение закона.

Не согласившись с решением антимонопольщиков должностное лицо обратилось в Советский районный суд. Рассмотрев жалобу, суд не выявил оснований для продления сроков действующего контракта, оставив постановление Ханты-Мансийского УФАС России без изменений.

Ханты-Мансийское УФАС устранило барьер для интернет-провайдеров Сургута (29.09.2015)

Арбитражный суд Югры поддержал решение УФАС по ХМАО в отношении Думы города Сургута.

Напомним, в результате коллективной жалобы от интернет-провайдеров Сургута на решение Думы города, Ханты-Мансийское УФАС возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Дело в том, что в мае прошлого года Дума города внесла ряд изменений в решение о благоустройстве города. В частности, речь шла о запрете размещения кабелей связи на улицах города. Кроме того, уполномоченный орган обязал всех интернет-провайдеров переложить уже имеющиеся кабеля связи под землю.

По мнению заявителей, демонтаж волоконно-оптических линий связи под землю займет много времени. Кроме того, является дорогостоящим процессом.

Для подтверждения своей позиции заявители предоставили комиссии УФАС сметы, указывающие что затраты на демонтаж составят миллионы рублей. В зависимости от провайдера эта сумма варьируется от 1 080 000 до 254 000 000 рублей.

Важно, что запрет размещения кабелей на улицах Сургута негативно отразится на качестве и масштабах доступа к интернету. А стоимость услуг для пользователей интернета взлетит в разы.

В свою очередь, городская Дума объяснила свои действия необходимостью обезопасить граждан от угрозы причинения вреда здоровью в случае обрыва проводов.

Ханты – Мансийское УФАС России, рассмотрев дело, защитило права предпринимателей, выдав Думе города предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Отметим, что это не первый случай обращения провайдеров в антимонопольный орган с подобной проблемой. В этом году в УФАС по ХМАО обратился провайдер с аналогичной жалобой на Администрацию городского поселения Пойковский. В результате рассмотрения дела, городской Администрации было выдало предписание об изменении утвержденных Постановлением правил о благоустройстве пгт. Пойковского. Администрация поселения выполнила предписание в срок.

Три компании подозреваются в сговоре на торгах (01.10.2015)

В Ханты-Мансийское УФАС России обратилась Администрация г. Пыть-Ях с просьбой проверить действия трех компаний, участвовавших в электронном аукционе на оказание услуг по организации отдыха детей в Крыму.

Администрацию г. Пыть-Ях насторожили действия участников аукциона, которые за короткий промежуток времени значительно снизили цену контракта по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.

После проверки вторых частей заявок, участники, занявшие 1 и 2 место были отстранены от участия, в связи с предоставлением ими пустых бланков отдельных документов.

В итоге победителем признан хозяйствующий субъект, занявший 3 место, предложивший максимальную цену, близкую к начальной цене закупки.

Вместе с тем, по информации предоставленной оператором электронной площадки трое участников аукциона указывали цену (ставку) процента снижения с одного и того же IP адреса.

Таким образом, усматриваются признаки сговора между участниками аукциона по снижению цены контракта, с намерением признания победителем данного аукциона участника с максимальной предложенной ценой (пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Антимонопольщики Югры отстояли права предпринимателя в суде

В арпеле 2015 года УФСИН по ХМАО-Югре объявило электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания общей стоимостью около миллиона рублей. Вскоре Ханты-Мансийское УФАС России была подана жалоба на вышеуказанный аукцион. По мнению заявителя,при проведении аукциона его права были нарушены.

Антимонопольный орган провел внеплановую проверку и выявил ряд нарушений. Так, заказчик принял решение об отказе от заключения контракта с победетелем аукциона. По мнению заказчика, банковская гарантия победителя не соответствовала законодательству о контрактной системе. Но при изучении документации Комиссия УФАС по ХМАО нарушений не выявила.

Кроме того, в течение трех рабочих дней, со дня размещения в единой информационной системе проекта контракта, заказчик обязан разместить контракт в вышеуказанной системе. Чего не произошло в виду отказа в принятии банковской гарантии.

Таким образом, заказчиком была нарушена процедура заключения контракта по электронному аукциону, что является нарушением Закона о контрактной системе.

В результате Ханты-Мансийское УФАС признало жалобу на действия заказчика обоснованной и выдало обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ХМАО-Югре с решением антимонопольщиков округа не согласилось и обратилось в Арбиртажный суд. На этой неделе Арбитражный суд оставил без изменений решение антимонопольного органа в отношении Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ХМАО-Югре.


Пресс-служба Управления Федеральной антимонопольной службы
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.




    размещено: 05.11.2015

     
    Вверх