Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Эфективность налоговых льгот по местным налогам за 2013 год

С П Р А В К А

о результатах действия налоговых  льгот  в 2013 году

Согласно статье  61.2. Бюджетного кодекса, в бюджет городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

- земельного налога – по нормативу 100 процентов;

- налога на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

В соответствии с федеральным налоговым законодательством,  в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города и  повышения социальной защищенности городского населения, решениями Думы города определенным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по уплате  местных налогов.

В соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и  с постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220)  в целях определения  потерь бюджета проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по налогам и сборам в бюджет города Нижневартовска.

Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре,  и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиками – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).

Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2013 году составил       9  336,05 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 3 834,66 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц –   5 501,39  тыс. рублей.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по налогу на имущество физических лиц 

Льготы по налогу   предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 14 043 налогоплательщика.

Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот  5 501,39 тыс. рублей, где:

- 53,7%, или 2 957,07 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;

- 21,8% или 1 200,45 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей;

- 8,0% или 439,47 тыс. рублей – одинокие отцы или матери воспитывающие детей в возрасте до 18 лет;

- 6,1 % или 334,99 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;

- 5,7% или 312,41 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;

- 4,7% или 257,00 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).

Соотношение недополученных доходов по налогу, в результате действия установленных льгот, к объему поступившего в 2013 году налога на имущество физических лиц составляет 0,01 процента.

По сравнению с 2011 годом объём предоставленных налоговых льгот увеличился на 871,20 тыс. рублей, за счет роста количества обратившихся за льготой физических лиц, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет. В связи с  внесением с 01.01.2011 года изменений в решение Думы города (уточнение возраста детей до 18 лет), в 2011 году не все налогоплательщики своевременно успели документально подтвердить льготы.

Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан,  социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

 Оценка эффективности предоставленных льгот

по земельному налогу 

Сумма потерь бюджета от предоставления льгот по земельному налогу составляет 3 834,66 тыс. рублей или 3,4% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам –   1 792,44  тыс. рублей, юридическим – 2 042,22 тыс. рублей. 

Объем льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности, составляет 46,7%. и рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.

Основной льготной категорией являются пенсионеры: льготы  заявили 2 591 человек  на сумму  1 091,25 тыс. рублей, что составляет 60,9% от суммы льгот физическим лицам.

Для льгот,  используемых физическими лицами, рассчитывается социальная  эффективность равная сумме предоставленных  льгот  -  1 792,44 тыс. рублей.

По сравнению с 2012 годом потери в результате использования льгот по уплате земельного налога физическими лицами увеличились на 8,9% или на 147,16 тыс. рублей в основном за счет увеличения количества пенсионеров, заявивших о применении льгот.

В части юридических лиц основной льготной категорией  являются организации и учреждения,  финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72,9% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 489,00 тыс. рублей, из них:

- бюджетные учреждения – 1 440,53 тыс. рублей;

- казенные учреждения – 48,47 тыс. рублей.

Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений,  действующих в интересах населения города Нижневартовска,  носят   социальный  характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна 1 489,00 тыс. рублей.

По сравнению с 2012 годом количество земельных участков, предоставленных организациям и учреждениям,  финансируемым за счет средств бюджета города Нижневартовска, увеличилось с 155 до 183 в результате предоставления в постоянное бессрочное пользование казенным учреждениям и учреждениям здравоохранения дополнительных участков, что послужило причиной увеличения налоговых потерь на 92,04 тыс. рублей.

13,0% общей суммы льгот или  265,42 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства.   Общественная значимость данных предприятий   имеет  социальное значение, так как  их услугами пользуется  все  население города. Льготы для данной категории установлены с целью  развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения  качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ  услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.

14,1% или 287,79 тыс. рублей - это льгота, предоставленная сельскохозяйственным предприятиям. Коэффициент экономической эффективности составил 1,6 за счет  увеличения полученных доходов в 2013 году. 

          Рассматривая эффективность предоставленных юридическим лицам льгот по земельному налогу, установлено, что по сравнению с 2012 годом объем заявленных льгот  увеличился на 108,10 тыс. рублей.

 




    размещено: 20.05.2015