С П Р А В К А
о результатах действия налоговых льгот в 2013 году
Согласно статье 61.2. Бюджетного кодекса, в бюджет городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога – по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
В соответствии с федеральным налоговым законодательством, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города и повышения социальной защищенности городского населения, решениями Думы города определенным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по уплате местных налогов.
В соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и с постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220) в целях определения потерь бюджета проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по налогам и сборам в бюджет города Нижневартовска.
Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре, и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиками – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).
Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2013 году составил 9 336,05 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 3 834,66 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 5 501,39 тыс. рублей.
Оценка эффективности предоставленных льгот
по налогу на имущество физических лиц
Льготы по налогу предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 14 043 налогоплательщика.
Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот 5 501,39 тыс. рублей, где:
- 53,7%, или 2 957,07 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;
- 21,8% или 1 200,45 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей;
- 8,0% или 439,47 тыс. рублей – одинокие отцы или матери воспитывающие детей в возрасте до 18 лет;
- 6,1 % или 334,99 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;
- 5,7% или 312,41 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;
- 4,7% или 257,00 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).
Соотношение недополученных доходов по налогу, в результате действия установленных льгот, к объему поступившего в 2013 году налога на имущество физических лиц составляет 0,01 процента.
По сравнению с 2011 годом объём предоставленных налоговых льгот увеличился на 871,20 тыс. рублей, за счет роста количества обратившихся за льготой физических лиц, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет. В связи с внесением с 01.01.2011 года изменений в решение Думы города (уточнение возраста детей до 18 лет), в 2011 году не все налогоплательщики своевременно успели документально подтвердить льготы.
Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.
Оценка эффективности предоставленных льгот
по земельному налогу
Сумма потерь бюджета от предоставления льгот по земельному налогу составляет 3 834,66 тыс. рублей или 3,4% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам – 1 792,44 тыс. рублей, юридическим – 2 042,22 тыс. рублей.
Объем льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности, составляет 46,7%. и рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.
Основной льготной категорией являются пенсионеры: льготы заявили 2 591 человек на сумму 1 091,25 тыс. рублей, что составляет 60,9% от суммы льгот физическим лицам.
Для льгот, используемых физическими лицами, рассчитывается социальная эффективность равная сумме предоставленных льгот - 1 792,44 тыс. рублей.
По сравнению с 2012 годом потери в результате использования льгот по уплате земельного налога физическими лицами увеличились на 8,9% или на 147,16 тыс. рублей в основном за счет увеличения количества пенсионеров, заявивших о применении льгот.
В части юридических лиц основной льготной категорией являются организации и учреждения, финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72,9% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 489,00 тыс. рублей, из них:
- бюджетные учреждения – 1 440,53 тыс. рублей;
- казенные учреждения – 48,47 тыс. рублей.
Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений, действующих в интересах населения города Нижневартовска, носят социальный характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна 1 489,00 тыс. рублей.
По сравнению с 2012 годом количество земельных участков, предоставленных организациям и учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета города Нижневартовска, увеличилось с 155 до 183 в результате предоставления в постоянное бессрочное пользование казенным учреждениям и учреждениям здравоохранения дополнительных участков, что послужило причиной увеличения налоговых потерь на 92,04 тыс. рублей.
13,0% общей суммы льгот или 265,42 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства. Общественная значимость данных предприятий имеет социальное значение, так как их услугами пользуется все население города. Льготы для данной категории установлены с целью развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.
14,1% или 287,79 тыс. рублей - это льгота, предоставленная сельскохозяйственным предприятиям. Коэффициент экономической эффективности составил 1,6 за счет увеличения полученных доходов в 2013 году.
Рассматривая эффективность предоставленных юридическим лицам льгот по земельному налогу, установлено, что по сравнению с 2012 годом объем заявленных льгот увеличился на 108,10 тыс. рублей.