Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Эффективность налоговых льгот по местным налогам за 2014 год

  

С П Р А В К А

о результатах действия налоговых  льгот  в 2014 году 

Мероприятия по эффективности установленных налоговых льгот проведены в соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220).

Проведение оценки эффективности предоставляемых льгот направлено на оптимизацию перечня действующих льгот, а так же обеспечение оптимального выбора категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлены льготы.

Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиков – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).

На территории города Нижневартовска предусмотрены льготы по уплате местных налогов, установленных статьей  61.2. Бюджетного кодекса: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города и  повышения социальной защищенности городского населения, решениями Думы города определенным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по уплате  данных налогов.

Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2014 году составил        10 363,19 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу  3 770,19 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 6 593,00  тыс. рублей.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по налогу на имущество физических лиц 

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц относится к местным налогам. Налог взимается на основании:

- закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»;

- решения Думы города от 25.10.2005 №532 «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Льготы по налогу   предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 15 878 налогоплательщиков, что на 1 835 налогоплательщиков больше, чем в прошлом периоде.

Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот  6 593  тыс. рублей, где:

- 56,7%, или 3 740 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;

- 19,9% или 1 312 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- 7,1% или 469 тыс. рублей – отцы, воспитывающие детей без матерей, и одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 18 лет;

- 6,2 % или 411 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;

- 5,1% или 333 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;

- 5,0% или 328 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).

Соотношение недополученных доходов по налогу, в результате действия установленных льгот, к объему поступившего в 2014 году налога на имущество физических лиц составляет 8 процентов.

По сравнению с 2012 годом объём предоставленных налоговых льгот увеличился на 1 092 тыс. рублей по всем льготным категориям. Основной рост количества обратившихся за льготой произошел по физическим лицам, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.

Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

 Оценка эффективности предоставленных льгот

по земельному налогу 

Сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Ниж- невартовска в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков   за 2014 год составила  3 770,19тыс.рублей  или  2,7% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам –   1 792,44  тыс. рублей, юридическим –  1 977,75 тыс. рублей. 

Объем льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности, составляет 46,7%. и рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.

Основной льготной категорией являются пенсионеры: льготы  заявили 2 591 человек  на сумму  1 091,25 тыс. рублей, что составляет 60,9% от суммы льгот физическим лицам.

Для льгот,  используемых физическими лицами, рассчитывается социальная  эффективность равная сумме предоставленных  льгот  -  1 792,44 тыс. рублей.

Среди юридических лиц, основной льготной категорией являются организации и учреждения,  финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 424,51 тыс. рублей, из них:

- бюджетные учреждения – 1378,16   тыс. рублей;

- казенные учреждения – 46,35 тыс. рублей.

Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений,  действующих в интересах населения города Нижневартовска,  носят   социальный  характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна  сумме предоставленных льгот.

13,4% общей суммы льгот или  265,45 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства.    Льготы для данной категории установлены с целью  развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения  качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ  услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.

14,6% или 287,79 тыс. рублей - льгота, предоставленная сельскохозяйственным предприятиям. В результате роста полученных в 2014 году доходов коэффициент экономической эффективности  для данной льготы составил 1,3. 

         Результатом проведенного анализа налоговых льгот является то,  что в основном (на 85,4%) льготы   носят  социальный характер и направлены на:

- снижение налоговой нагрузки организаций бюджетной сферы;

- поддержку организаций социальной сферы;

- социальную поддержку граждан.  

  




    размещено: 20.05.2015