С П Р А В К А
о результатах действия налоговых льгот в 2014 году
Мероприятия по эффективности установленных налоговых льгот проведены в соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220).
Проведение оценки эффективности предоставляемых льгот направлено на оптимизацию перечня действующих льгот, а так же обеспечение оптимального выбора категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлены льготы.
Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиков – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).
На территории города Нижневартовска предусмотрены льготы по уплате местных налогов, установленных статьей 61.2. Бюджетного кодекса: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города и повышения социальной защищенности городского населения, решениями Думы города определенным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по уплате данных налогов.
Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2014 году составил 10 363,19 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 3 770,19 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 6 593,00 тыс. рублей.
Оценка эффективности предоставленных льгот
по налогу на имущество физических лиц
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц относится к местным налогам. Налог взимается на основании:
- закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»;
- решения Думы города от 25.10.2005 №532 «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Льготы по налогу предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 15 878 налогоплательщиков, что на 1 835 налогоплательщиков больше, чем в прошлом периоде.
Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот 6 593 тыс. рублей, где:
- 56,7%, или 3 740 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;
- 19,9% или 1 312 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
- 7,1% или 469 тыс. рублей – отцы, воспитывающие детей без матерей, и одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 18 лет;
- 6,2 % или 411 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;
- 5,1% или 333 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;
- 5,0% или 328 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).
Соотношение недополученных доходов по налогу, в результате действия установленных льгот, к объему поступившего в 2014 году налога на имущество физических лиц составляет 8 процентов.
По сравнению с 2012 годом объём предоставленных налоговых льгот увеличился на 1 092 тыс. рублей по всем льготным категориям. Основной рост количества обратившихся за льготой произошел по физическим лицам, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.
Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на повышение уровня жизни населения, а именно поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.
Оценка эффективности предоставленных льгот
по земельному налогу
Сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Ниж- невартовска в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков за 2014 год составила 3 770,19тыс.рублей или 2,7% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам – 1 792,44 тыс. рублей, юридическим – 1 977,75 тыс. рублей.
Объем льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности, составляет 46,7%. и рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.
Основной льготной категорией являются пенсионеры: льготы заявили 2 591 человек на сумму 1 091,25 тыс. рублей, что составляет 60,9% от суммы льгот физическим лицам.
Для льгот, используемых физическими лицами, рассчитывается социальная эффективность равная сумме предоставленных льгот - 1 792,44 тыс. рублей.
Среди юридических лиц, основной льготной категорией являются организации и учреждения, финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 424,51 тыс. рублей, из них:
- бюджетные учреждения – 1378,16 тыс. рублей;
- казенные учреждения – 46,35 тыс. рублей.
Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений, действующих в интересах населения города Нижневартовска, носят социальный характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна сумме предоставленных льгот.
13,4% общей суммы льгот или 265,45 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства. Льготы для данной категории установлены с целью развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.
14,6% или 287,79 тыс. рублей - льгота, предоставленная сельскохозяйственным предприятиям. В результате роста полученных в 2014 году доходов коэффициент экономической эффективности для данной льготы составил 1,3.
Результатом проведенного анализа налоговых льгот является то, что в основном (на 85,4%) льготы носят социальный характер и направлены на:
- снижение налоговой нагрузки организаций бюджетной сферы;
- поддержку организаций социальной сферы;
- социальную поддержку граждан.