Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Разъяснение в отношении государственной регистрации прав на объекты недвижимости

Разъяснения в отношении государственной регистрации прав на объекты недвижимости

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

При этом согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации.

Ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав установлена пунктом 1 статьи 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация права по общему правилу осуществляются в заявительном порядке, механизм побуждения правообладателей объектов недвижимости к осуществлению учетно-регистрационных действий в настоящее время связан с определением момента возникновения права на объект недвижимости и обусловлен желанием правообладателя обеспечить гарантию защиты со стороны государства своего права, его экономическими интересами.

Между тем орган государственной власти, орган местного самоуправления в случае принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию обязан направить соответствующие документы в порядке информационного взаимодействия для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 9 части 1 статьи 15 Закона о кадастре). В свою очередь, согласно части 4.2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта. Правила пункта 9 части 1 статьи 15, части 4.2 статьи 25 Закона о кадастре относительно направления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия должны применяться с 1 марта 2015 года.

Аналогичные положения закреплены в статье 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, далее - Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, в отношении объектов недвижимости, вводимых в эксплуатацию после 1 марта 2015 года, государственный кадастровый учет должен осуществляться без участия правообладателя такого объекта на основании документов, представленных органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14, подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 7 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, в случае выявления объектов, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, и имеются основания полагать, что конкретный объект недвижимости отвечает установленным законодательством требованиям, предъявляемым к бесхозяйным объектам недвижимого имущества, действующее законодательство Российской Федерации не препятствует органу местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты, обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации в достаточной степени урегулированы вопросы обязательности и срока проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также ответственности при несоблюдении порядка государственной регистрации.




    размещено: 11.08.2017

     
    Поделиться
    Статистика

     Данная страница