Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Электронная коммерция

15 марта 2017 года

Всемирный День защиты прав потребителей

По сложившейся традиции каждый год тематику Всемирного дня защиты прав потребителей определяет Всемирная организация потребителей - независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, объединяющая более 220 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей, из 100 стран.

В 2017 году Всемирная организация потребителей призвала сосредоточиться на правах потребителей в области электронной коммерции и в качестве девиза предложила слоган «Потребительские права в цифровую эпоху».

Такая тематика выбрана не случайно. Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.

Активность пользователей набирает рост в связи с общедоступностью, удобством, быстротой удовлетворения своих потребностей, в связи с чем заметнее стали проявляться неурегулированные проблемы, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнеса.

Основная цель мероприятий этого года – привлечь внимания к проблемам, возникающим при продаже товаров и оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также повысить грамотность потребителей.

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Под электронной коммерцией принято понимать совокупность отношений, возникающих в связи с заключением сделок посредством сети Интернет, а также при продвижении товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет. Таким образом, ядром понятия электронной коммерции является сделка, совершенная посредством Интернета.

События в сети Интернет происходят "везде" и "нигде конкретно", в связи с этим бывает невозможно привязать их к конкретному географическому месту. Скорость передачи сообщения в сети Интернет почти полностью независима от физического местоположения. Пользователь может легко оказаться на сайте, расположенном в другом городе, государстве или на другом континенте. Такая способность пользователя перемещаться "сквозь" границы порождает множество правовых проблем, в том числе сложность идентификации пользователей сети Интернет. Пользователь может осуществлять свою информационную деятельность из любой точки мира, отправляя и получая любую информацию. Источник происхождения сообщения может быть скрытым или закодированным. Пользователь Сети может иметь псевдоним или электронную идентификацию личности, отличную от его реальной идентификации. Более того, обмен информацией может производиться не человеком, а компьютерной программой. Сам по себе IP-адрес, которым обладает каждое из устройств, подсоединенных к сети Интернет, позволяет лишь идентифицировать в данной сети такое устройство, но не позволяет произвести однозначную идентификацию лица, которое его использует.

В соответствии с действующим законодательством продажа товара потребителю через интернет-магазины подпадает под понятие продажи товаров дистанционным способом, под которой понимается "продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора".

Особенности продажи товаров дистанционным способом урегулированы Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом.

Российское законодательство отличается определенной жесткостью по отношению к Интернет-магазинам, что может быть в определенной степени оправдано частыми проявлениями недобросовестности с их стороны, например, когда на сайте размещается заведомо ложная информация о продавце, товаре, которого иногда даже нет в наличии, его цене и завуалированных расходах.

Всё это доставляет потребителям массу проблем.

Причиной выбора данного сервиса является возросшая популярность и привлекательность Интернет-магазинов, через которые потребители могут приобретать огромное количество товаров, не выходя из дома, в любое время суток, и экономить при этом много времени, в том числе оплачивая товары посредством онлайн-программ.

Но, как правило, оплата производится предварительно, а качество товара можно проверить только при получении. Через Интернет-магазины товары поставляются из различных регионов России, а иногда и земного шара, что делает невозможным оперативно урегулировать конфликтные ситуации и усложняет общение с продавцами товаров. Отсутствие в Интернете данных о продавце либо ложные контактные данные и сведения о его местонахождении затрудняет возможность возврата неподошедшего товара либо товара с недостатком.

Для того, чтобы покупки радовали вас и не приносили неприятных последствий, необходимо серьезно подходить к выбору Интернет-магазина, а лучше пользоваться проверенными. Не стоит отдавать предпочтение продавцам, которые не предоставляют информацию и контактные данные о себе, в том числе когда подразумевается обратный звонок продавца и покупатель не имеет возможности связаться с продавцом. Простой сайт, состоящий из одной страницы, на которой представлен всего лишь один красочно и привлекательно размещенный товар, еще один повод насторожиться и проверить достоверность информации о продавце. Это как раз тот случай, когда стоит не полениться и проверить, существует ли такая организация и каковы отзывы о ней. Тем более, что в настоящее время возможности Интернета позволяют это сделать.

Еще один признак надежности продавца, когда в городе есть пункт выдачи товара, в котором в момент получения товара есть возможность проверить его и оплатить товар только после проверки.

Поэтому, уважаемые потребители, приобретая товар, делайте это осознанно. Желаем вам приятных покупок!

Для сведения. Правилами продажи товаров дистанционным способом предусмотрено, что до заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

А в момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

в) цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);

г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

ж) место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

л) информация, предусмотренная пунктами 21 и 32 Правил;

м) информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пункт 21. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Пункт 32. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.




    размещено: 14.03.2017