Ответы на самые популярные вопросы по применению ККТ
Ответы на самые популярные вопросы по применению ККТ

Межрайонная ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу ‒ Югре сообщает следующее. 

Какая сфера применения законодательства о применении ККТ?

Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных статьей 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 в редакции Федерального закона №129-ФЗ от 06.06.2019.

Какой порядок регистрации контрольно-кассовой техники при непосредственном обращении в налоговый орган?

Для регистрации ККТ представителю организации или индивидуальному предпринимателю необходимо посетить любой территориальный налоговый орган, предварительно заполнив заявление (датой подачи считается дата регистрации заявления).

После получения заявления инспектором проводится проверка достоверности и полноты сведений, указанных в заявлении и пользователю предоставляется регистрационный номер ККТ (не позднее 1 рабочего дня с даты подачи заявления).

Далее пользователь должен сформировать отчет о регистрации ККТ и передать его в территориальный налоговый орган (не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения от территориального налогового органа регистрационного номера).

После проверки достоверности сведений и сформированного фискального признака из отчета, территориальный налоговый орган формирует карточку регистрации, заверенную электронной подписью, и направляет (вручает) её пользователю.

В случае, если в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, была допущена ошибка и пользователь может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации, пользователь после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в таком отчете в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи отчета о регистрации с ошибкой.

Если все указанные сведения корректны, то налоговый орган направляет налогоплательщику электронную карточку регистрации ККТ, заверенную электронной подписью.

Какими способами можно представить документы в налоговый орган для регистрации, перерегистрации или снятии c учета контрольно-кассовой техники?

Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

Также следует учитывать, что согласно пункту 10 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ сведения, содержащиеся в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, перерегистрации контрольно-кассовой техники или снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также сведения, содержащиеся в отчете о регистрации, отчете об изменении параметров регистрации и отчете о закрытии фискального накопителя, могут передаваться в налоговые органы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных.

Таким образом, сведения, содержащиеся в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, перерегистрации контрольно-кассовой техники или снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета могут передаваться в налоговые органы в форме электронного документа через оператора фискальных данных.

Какие обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей?

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пользователи обязаны:

1. осуществлять перерегистрацию контрольно-кассовой техники и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

2. применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

3. выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом №54-ФЗ от 22.05.2003 в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 03.07.2016;

4. при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 03.07.2016;

5. обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;

6. исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к контрольно-кассовой технике, программным, программно-аппаратным средствам в составе контрольно-кассовой техники и ее фискальному накопителю;

7. предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении ими контроля и надзора за применением контрольно-кассовой техники;

8. обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением контрольно-кассовой техники беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них;

9. осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов);

10. передавать в случае аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у оператора фискальных данных, с которым у пользователя был заключен договор, в срок не более чем 20 календарных дней со дня прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных в электронной форме;

11. обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в контрольно-кассовой технике информации о сумме расчета, полученной от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 03.07.2016;

12. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Пользователь обязан иметь договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 03.07.2016.

Какие реквизиты должны содержаться в кассовом чеке, отпечатанном на ККТ?

Кассовый чек, отпечатанный на ККТ, должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ и Приказе ФНС России от 14.09.2020 №ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»:

• наименование документа;

• порядковый номер за смену;

• дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» - адрес сайта пользователя);

• наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;

• идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

• применяемая при расчете система налогообложения;

• признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);

• наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость)при этом обращается внимание, что до 01.02.2021 индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары), применяющие ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН могут не указывать в кассовых чеках и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество;

• сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);

• форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;

• должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с в безналичном порядке в сети «Интернет»);

• регистрационный номер контрольно-кассовой техники;

• заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;

• фискальный признак документа;

• адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;

• абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети «Интернет», на котором такой документ может быть получен;

• адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;

• порядковый номер фискального документа;

• номер смены;

• фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);

• QR-код.

В какие сроки осуществляется регистрация, перерегистрация или снятие c учета контрольно-кассовой техники в налоговом органе?

Процедура регистрации, перерегистрации или снятии с учета контрольно-кассовой техники в налоговом органе происходит в режиме online и не требует большого количества времени.

Карточка регистрации контрольно-кассовой техники и карточка о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдается (направляется) пользователю в течение десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления.

Датой снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета при снятии налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней с даты указанного в настоящем пункте снятия налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке.

В каких случаях индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ до 01.07.2021?

Индивидуальные предприниматели (вне зависимости от применяемой системы налогообложения) вправе не применять ККТ до 01.07.2021 при одновременном соблюдении следующих условий:

1. ИП не имеет работников, с которыми заключены трудовые договоры;

2. ИП осуществляет вид деятельности, связанный с:

· реализацией товаров собственного производства;

· выполнением работ;

· оказанием услуг.

В случае заключения трудового договора с работником индивидуальные предприниматели обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ.

Какой порядок снятия с учета ККТ при прекращении деятельности ИП/ЮЛ?

Контрольно-кассовая техника может быть снята с учета двумя способами:

• снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае внесения записи о прекращении деятельности в ЕГРИП/ЕГРЮЛ.

• ИП/ЮЛ также вправе самостоятельно обратиться в любой налоговый орган с заявлением о снятии с учета ККТ. В налоговый орган необходимо представить заявление и отчет о закрытии фискального накопителя.

При осуществлении каких видов деятельности можно не применять контрольно-кассовую технику, а также не оформлять бланки строгой отчетности и документы, подтверждающие прием денежных средств?

Контрольно-кассовая техника может не применяться (не распространяется на ЮЛ и ИП, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил):

1. кредитными организациями;

2. организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России (к примеру, автоматическое устройство по продаже бахил, жевательной резинки), за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей);

3. продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при одновременном соблюдении условий:

o доля продажи газет и журналов составляет не менее 50% общего товарооборота;

o ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;

o учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.

4. продажа ценных бумаг;

5. обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

6. торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2017 N 698-р;

7. осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

8. торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

9. торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

10. прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

11. ремонт и окраска обуви;

12. изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

13. присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

14. реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

15. вспашка огородов и распиловка дров; 16) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

16. сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

17. розничная продажа бахил;

Также вправе не применять ККТ, не оформлять бланки строгой отчетности и документы, подтверждающие прием денежных средств следующие ЮЛ и ИП:

• аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику (не относится к реализации подакцизных товаров и расчетов через автоматическое устройство (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил);

• при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением;

• организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств;

• государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

В какой налоговый орган налогоплательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обособленное подразделение) обязан подать заявление о регистрации ККТ?

Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

Что значит обращаться при регистрации контрольно-кассовой техники в любую налоговую? Как выглядит эта процедура?

В соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» предусмотрена новая система регистрации контрольно-кассовой техники.

Организации и индивидуальные предприниматели могут обратиться с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и с заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в любой территориальный налоговый орган, который наиболее удобен, а также пользователь контрольно-кассовой техники может зарегистрировать кассу в сети «Интернет» через кабинет ККТ на официальном сайте ФНС России в режиме «он-лайн».

Порядок представления соответствующих заявлений утвержден приказом ФНС России от 29.05.2017 №ММВ-7-20/484@.

Порядок снятия с учета ККТ, зарегистрированной по порядку, предусмотренному после вступления в силу Федерального закона №290-ФЗ от 03.07.2016?

Формирование кассового чека коррекции в случаях поломки фискального накопителя и в случаях, когда производителем фискального накопителя невозможно считать из фискального накопителя фискальные данные.

Пользователю после осуществления замены фискального накопителя через процедуру перерегистрации ККТ (по причине его поломки) необходимо сформировать кассовые чеки коррекции по фактам совершения расчетов, не переданных в налоговые органы через оператора фискальных данных.

При этом каждая корректируемая сумма расчёта должна отражаться в кассовом чеке коррекции отдельной строкой, а не общей суммой корректируемых расчётов при корректировке.

В случае невозможности пользователем выгрузить фискальные данные из фискального накопителя по причине его поломки, информация о произведенных расчетах может быть восстановлена из учетных систем или учетных документов.

В каких случаях индивидуальные предприниматели, вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги? (В соответствии с изменениями от 06.06.2019г ФЗ-129 в ФЗ-54 о ККТ)

Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры:

• при реализации товаров собственного производства;

• выполнении работ;

• оказании услуг;

вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года. Указанные выше индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Указанные положения не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.

Какие установлены основания для отказа в регистрации ККТ?

Налоговые органы отказывают пользователю в регистрации или перерегистрации контрольно-кассовой техники в случае представления им в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.

Обязаны ли организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, применять контрольно-кассовую технику в платежных терминалах?

Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В каких случаях налоговый орган может принять решение о снятии с учета ККТ в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой ККТ с регистрационного учета?

Снятие ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке осуществляется если:

• ККТ не соответствует требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники;

• истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе;

• внесена запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП о прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Датой снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета при снятии налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней с даты указанного в настоящем пункте снятия налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке.

Какой фискальный накопитель выбрать?

Согласно новому порядку применения ККТ касса должна быть оборудована фискальным накопителем. Обязанность использовать фискальный накопитель сроком действия не менее 36 месяцев существует для организаций и ИП, оказывающих услуги, а также применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).

Использовать фискальный накопитель сроком действия не менее 13 месяцев могут хозяйствующие субъекты (ЮЛ и ИП) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. осуществление торговли подакцизными товарами (например, алкогольной или табачной продукцией);

2. деятельность ведется по сезонному принципу (временный) характер (независимо от вида деятельности и системы налогообложения). Понятие сезонного (временного) характера работы для целей применения ККТ может быть определено каждым налогоплательщиком самостоятельно, поскольку оно не содержится в законодательстве;

3. организация и ИП применяет общий режим налогообложения (ОСНО), в том числе совмещает ее с любым из спецрежимов;

4. ККТ, осуществляет работу в автономном режиме, не передавая фискальные данные в ОФД через интернет (это допускается только в местностях, отдаленных от сетей связи);

5. использование ККТ лицами, выполняющими функции платежных агентов (или субагентов).

Обязаны ли налогоплательщики, применяющие ПСН или ЕНВД использовать контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах?

С 01.07.2019 обязанность применять контрольно-кассовую технику возникла у организаций и индивидуальных предпринимателей при расчетах за услуги, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Индивидуальные предприниматели, плательщики ПСН, осуществляющие виды деятельности, за исключением указанных в подпунктах 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего обязательные реквизиты.

При этом следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 129-ФЗ индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

Какой порядок регистрации вновь приобретенной контрольно-кассовой техники по новому порядку через кабинет контрольно-кассовой техники в личном кабинете налогоплательщика?

В заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники должны быть указаны обязательные реквизиты, содержащиеся в пункте 2 статьи 4.2 Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003) в редакции Федерального закона №192-ФЗ).

После заполнения всех обязательных полей заявления, подписывается электронной подписью налогоплательщика и направляется в налоговый орган. Если все реквизиты указаны корректно, то налогоплательщику направляется регистрационный номер ККТ.

Далее налогоплательщик записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя, сведения о контрольно-кассовой технике, в том числе о фискальном накопителе, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.

Далее налогоплательщик формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.

В случае, если в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, была допущена ошибка и пользователь может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации, пользователь после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в таком отчете об изменении параметров регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи отчета о регистрации с ошибкой.

Если все указанные сведения корректны, то налоговый орган направляет налогоплательщику электронную карточку регистрации ККТ, заверенную электронной подписью.

Какие предусмотрены Санкции?

Санкции за нарушение законодательства Российской Федерации о применении ККТ предусмотрены частью 4 статьи 14.5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обязан ли Интернет-магазин выдавать кассовый чек за оплату товара платежной картой на сайте?

При оплате за товар через интернет-магазин электронным средством платежа, в том числе платежной картой, пользователь должен сформировать кассовый чек и отправить его покупателю в электронном виде на адрес электронной почты или абонентский номер.

Не все кассы, существующие сейчас, могут передавать данные в ФНС. Где можно посмотреть перечень онлайн ККТ, которые можно использовать? Как начать с ними работать – зарегистрировать в ИФНС или есть какие-то новые правила?

Все кассовые аппараты, включенные в реестр контрольно-кассовой техники, обеспечивают передачу информации о расчетах в налоговые органы.

Для осуществления регистрационных действий в «новом» порядке, в отличие от «старого», не требуется идти в территориальный налоговый орган и физически предоставлять кассу для осмотра.

В новом порядке зарегистрировать, перерегистрировать или снять с регистрационного учета кассовый аппарат можно удаленно – в сети «Интернет» через кабинет ККТ на официальном сайте ФНС России.

Перечень моделей и конкретных экземпляров кассовых аппаратов, которые соответствуют требованиям закона и, соответственно, доступных для регистрации, размещен в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru. Далее необходимо выбрать вкладку «Реестры» и перейти по ссылке «Реестр контрольно-кассовой техники».

Кроме того, на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) в подразделе «Видео» раздела «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена подробная видео-инструкция для пользователей контрольно-кассовой техники с описанием порядка ее регистрации через кабинет контрольно-кассовой техники, что способствует самостоятельной регистрации контрольно-кассовой техники без привлечения третьих лиц.

Кто является заявителем при подаче в налоговый орган заявления на бумажном носителе на регистрацию, перерегистрацию или снятие с регистрационного учета контрольно-кассовой техники?

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган.

Таким образом, заявителями при подаче в налоговый орган заявления на бумажном носителе на регистрацию, перерегистрацию и снятие с регистрационного учета контрольно-кассовой техники признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Наша организация осуществляет деятельность по розничной торговле товарами непосредственно в магазине, а также осуществляет торговлю через Интернет-сайт.

Оплата за товар осуществляется разными способами:

1. Банковской картой (Оплата через POS-терминал (при предъявлении карты продавцу в магазине);

2. Оплата банковской картой сторонней курьерской службе при получении заказа;

3. Оплата банковской картой на нашем Интернет-сайте через агрегатор платежей (к примеру через Яндекс.Кассу);

4. Оплата банковской картой на нашем Интернет-сайте через интернет-эквайринг;

5. Электронными деньгами (например, WebMoney, Яндекс.Деньги). Оплата осуществляется нашем Интернет-сайте через агрегатор платежей;

6. Электронными деньгами (например, WebMoney, Яндекс.Деньги). Оплата с электронного кошелька покупателя (в PayPal, Яндекс.Деньги, Qiwi и др.) на наш кошелек. Расчеты производит сам покупатель (без участия посредника);

7. Электронными деньгами (например, WebMoney, Яндекс.Деньги). Оплата на наш электронный кошелек Покупатель вносит деньги через посредника (к примеру, через оператора «Евросети»);

8. Платежным поручением (денежным переводом). Оплата физическим лицом по квитанции или счету в любом банке или через банкомат. Оплата физическим лицом производится по реквизитам (расчетного счета, карты) продавца со счета покупателя через онлайн-банкинг (например, через Сбербанк Онлайн);

9. Почтовым переводом.

Оплата осуществляется наложенным платежом на почте. В каких случаях, и с какого момента мы должны применять контрольно-кассовую технику?

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты – это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься. В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

При этом следует учитывать, что Федеральный закон № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров (оказание услуг, выполнение работ) в сети «Интернет» посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети «Интернет» за оказанные услуги, реализованные товары, использование которых в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение контрольно-кассовой техники, обязаны применять контрольно-кассовую технику после 01.07.2018.

Также следует учитывать, что согласно позиции, содержащейся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрено исключений при осуществлении оплаты электронными средствами платежа через кредитную организацию, в том числе посредством платежного поручения.

При этом следует учитывать, что в случае привлечения третьих лиц (организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих курьерскую доставку) и в случае осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа между покупателем (клиентом) и курьерской службой за товар (работу, услугу), у нее возникает обязанность в применении контрольно-кассовой техники и соответственно направлении покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.

В случае приема электронных средств платежа от покупателя (клиента) за товар (работу, услугу) агентом (Евросети), у него возникает обязанность в применении контрольно-кассовой техники и соответственно направлении покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.


    Межрайонная ИФНС России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

    размещено:21.06.2021
     
    Поделиться
    Статистика

     Данная страница

    Вверх