Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Учимся защищать свои потребительские права

УЧИМСЯ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА 

Современные сотовые телефоны – довольно сложные устройства, которые помимо своих прямых обязанностей выполняют еще массу других функций. Но, зачастую, радость от желанной покупки длится не долго, так как приобретенный сотовый телефон не соответствует заявленному качеству.
В ходе анализа устных и письменных обращений граждан, поступивших в управление по потребительскому рынку администрации города с жалобами на ненадлежащее качество приобретаемых сотовых телефонов, установлено, что наиболее часто граждане обращаются с жалобами на занижение гарантийного срока, не заполнение гарантийного талона фирмы-производителя, нарушение сроков проведения проверки качества (экспертизы) товара продавцом, незаконные ограничения прав потребителей, предусмотренных статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». 
    Что делать и как поступать в таком случае? На что покупатель имеет право? Если смотреть на подобные конфликтные ситуации через призму закона, то статья 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает следующие права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Право выбора требования из вышеперечисленного перечня законодатель предоставил потребителю, а не продавцу. Однако стоит учитывать некоторые особенности рассмотрения требований потребителя при обнаружении недостатка в технически сложном товаре. Перечень таких товаров утвержден Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 N924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров». Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки телефона возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они возникли не по вине потребителя, т.е. дефекты не связаны с ненадлежащей эксплуатацией товара, и обнаружены они в течение гарантийного срока. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. 
    В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы. 
    Сроки удовлетворения требований потребителя 
1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. 
2. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. 
3. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара. Ответственность за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя 
    За нарушение предусмотренных законом сроков удовлетворения вышеперечисленных требований, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. В случае невыполнения требований потребителя в указанные сроки, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. Претензионный порядок Потребителю необходимо известить продавца, если в купленном товаре обнаружился недостаток,. Для этого следует написать претензию в двух экземплярах, в которой должны быть указаны: полное наименование торгового предприятия и его юридический адрес; фамилия, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя; ссылка на документы (свидетельские показания), подтверждающие факт покупки данного товара, кратко описаны дефекты товара; сформулированы требования потребителя (соразмерно уменьшить покупную цену, заменить на товар аналогичной марки, расторгнуть договор купли-продажи и т.д.). К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара именно в данном торговом предприятии. Один экземпляр претензии передается продавцу товара, на втором продавец делает отметку о получении заявления потребителя. Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своих намерениях (обязательно в письменной форме). Если ответ продавца не устраивает потребителя, то он, еще раз оценив правомерность своих требований, имеет право обратиться в суд. В случае отказа в получении письменной претензии потребителю надлежит отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить в присутствии свидетелей (коими не являются родственники и члены семьи) и письменно зафиксировать факт отказа от получения претензии на оставшемся у потребителя экземпляре. Один экземпляр в обязательном порядке отдается представителю торгового предприятия, где приобретался сотовый телефон. Если же конфликтная ситуация не будет разрешена в добровольном порядке, потребитель, еще раз взвесив законность своих требований, имеет право на обращение в мировой суд города Нижневартовска с иском о защите прав потребителей. Кроме того, приобретая сотовый телефон, потребителю необходимо обратить внимание на следующие моменты. При покупке сотового телефона продавцом товара должен (в обязательном порядке!) заполняться гарантийный талон фирмы-производителя, который выдается на руки покупателю. В случае выдачи незаполненного оригинального гарантийного талона авторизованным сервисным центром фирмы-производителя может быть отказано в гарантийном обслуживании сотового телефона. При заполнении гарантийного талона продавцом обращайте внимание на следующее. В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец вправе установить на товар гарантийный срок только в том случае, если он не установлен изготовителем. А также продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. Информация о товаре Продавец (изготовитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в которую входит и информация об обязательном подтверждении соответствия товаров. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: - сертификат или декларация соответствия; - копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; - товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Надеемся, что полученные знания будут хорошим подспорьем в цивилизованном разрешении вами конфликтных ситуаций, а качество приобретаемых сотовых телефонов превзойдет все ваши ожидания.



    размещено: 24.12.2014
    обновлено: 09.02.2015 08:02:46