Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2004г. № 303

МОСКВА

Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

В целях реализации Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство планированием мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информацию об основных показателях планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в составе соответствующих ежегодных докладов о состоянии гражданской обороны.

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Касьянов


УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.06. 2004г. №303

ПОЛОЖЕНИЕ 
об эвакуации населения Российской Федерации, материальных 
и культурных ценностей в безопасные районы

Настоящее Положение определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, излагает цели, основные принципы и требования к организации планирования, обеспечения и проведения рассредоточения и эвакуации населения, состав и задачи эвакуационных органов, а также обязанности и ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих управление гражданской обороной, организаций и должностных лиц, граждан Российской Федерации за подготовку и осуществление эвакуационных мероприятий.

1. Общие положения, основные принципы эвакуации населения, термины и определения

1.1. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (далее - эвакуация) в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» является одной из основных задач в области гражданской обороны.

Проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения для потенциального противника[1], и размещению его в безопасных районах загородной зоны является основным способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1.2. Эвакуационные мероприятия - это комплекс мероприятий по рассредоточению и эвакуации гражданского персонала организаций, всех категорий населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Эвакуационные мероприятия предусматриваются в планах гражданской обороны и осуществляются в целях:

снижения потерь населения и сохранения людских и транспортных мобилизационных ресурсов для восполнения потерь Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время, а также квалифицированных кадров для обеспечения выполнения мобилизационных заданий в экономике;

обеспечения устойчивого функционирования организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

защиты от уничтожения, хищения или повреждения материальных и культурных ценностей при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обеспечения условий для создания группировки сил гражданской обороны в загородной зоне и сохранения созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки, их планирование и всесторонняя подготовка проводится заблаговременно (в мирное время), а осуществление - по отдельным распоряжениям в процессе перевода гражданской обороны с мирного на военное время, при непосредственной угрозе применения потенциальным противником современных средств поражения, а также при объявлении мобилизации.

1.3. Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Для городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами Российской Федерации, загородная зона - это территория за пределами их административных границ.

1.4. Безопасный район - это территория в пределах загородной зоны, расположенная вне зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5. Эвакуация по планам гражданской обороны - это комплекс мероприятий, согласованных с органами военного управления, по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения (кроме лиц призывного возраста и имеющих мобилизационные предписания), населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления, а также материальных и культурных ценностей с вышеназванных территорий в безопасные районы.

1.6. Эвакуации подлежат:

гражданский персонал (рабочие и служащие) с неработающими членами семей организаций, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне;

уникальное оборудование и страховой фонд документации;

гражданский персонал с неработающими членами семей организаций, прекращающих свою деятельность в военное время;

нетрудоспособное и не занятое в производстве население.

Основанием для определения групп материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, является их экспертная оценка в соответствии со следующими критериями:

особая государственная ценность;

особая историческая ценность;

особая научная ценность;

значимость для жизнеобеспечения населения;

значимость для устойчивого функционирования систем государственного управления;

значимость для производственной деятельности организаций, в том числе, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Эвакуации подлежат следующие группы культурных ценностей:

культурные ценности мирового значения, а также российский страховой фонд документов библиотек;

культурные ценности общероссийского значения;

культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации, не вошедшие в вышеуказанные группы.

Материальные ценности, подлежащие эвакуации, могут быть подразделены на следующие группы:

государственные ценности: золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных металлов и минералов, государственные документы и архивы, уникальные электронно-вычислительные системы и базы данных;

производственные и научные ценности: особо ценное и уникальное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, научная база данных на электронных носителях, уникальные научные собрания и фонды организаций;

средства первоочередного жизнеобеспечения населения: запасы продовольствия, оборудование объектов водоснабжения, сельскохозяйственные животные и запасы зерновых культур, семенные, фуражные запасы, запасы лекарственных средств, запасы материальных' средств, для первоочередного жизнеобеспечения населения;

запасы материальных средств, для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1.7. Рассредоточение гражданского персонала - это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территорий городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

1.8. Рассредоточению подлежит гражданский персонал:

организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение, для продолжения, работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта, противопожарной охраны, охраны общественного порядка и связи, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

1.9. При рассредоточении гражданский персонал размещается в ближайших к границам городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения с таким расчетом, чтобы время на организацию доставки его в город и иной населенный пункт, отнесенный к группе по гражданской обороне на работу и обратно в загородную зону на отдых не превышало установленное время. В исключительных случаях по решению соответствующего начальника гражданской обороны - главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемый гражданский персонал в зонах возможных слабых разрушений.

Районы рассредоточения гражданского персонала в загородной зоне оборудуются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

1.10. Одновременно с рассредоточением гражданского персонала в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены его семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемого гражданского персонала размещаются в других населенных пунктах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

1.11. Наибольшая работающая смена объектов экономики (организаций), продолжающих работу в военное время в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, должна быть обеспечена защитными сооружениями гражданской обороны, отвечающими требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

1.12. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей осуществляется по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях, требующих незамедлительных действий, - по решению начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Начальники гражданской стороны субъектов Российской Федерации устанавливают конкретные сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из соответствующих городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

1.13. В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженных конфликтов) и конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая эвакуация проводится на территории всей страны или на территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации. При общей эвакуации эвакуируются все категории населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан призывного возраста и имеющих мобилизационные предписания. Одновременно осуществляется вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы или защита не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

частичная эвакуация проводится заблаговременно без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (студенты, учащиеся школ-интернатов и учебных заведений начального и среднего профессионального образования, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых - совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей), а. также материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон планируется и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами органов военного командования;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушениях водонапорных гидротехнических сооружений проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны. Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления за пределами 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

1.14. Ответственность за организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуации (рассредоточения) населения (гражданского персонала), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов эвакуации в загородной зоне, жизнеобеспечение эвакуированного населения, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответствующих начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на соответствующих начальников гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от форм собственности, во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

1.15. Организация планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий проводится исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств, предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленном порядке.

1.16. Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по территориально - производственному принципу, в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация гражданского персонала и неработающих членов его семей организуются и проводятся соответствующими должностными лицами объектов экономики (предприятий, учреждений, организаций), а эвакуация остального населения, не занятого в производстве, по месту жительства через соответствующие территориальные органы жилищно-коммунального хозяйства.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.

1.17. Эвакуация населения осуществляется, как правило, комбинированным способом, обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части населения всеми видами имеющегося транспорта независимо от его принадлежности (форм собственности), не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным01 планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком. При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта, включая личный. Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами.

В первую очередь транспортом вывозятся медицинские учреждения, население, которое не может передвигаться пешим порядком (дети до-14 лет беременные женщины, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет), рабочие и служащие отдыхающих смен объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, сотрудники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, важнейших научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро. Остальное население выводится пешим порядком до пунктов размещения в загородной зоне, находящихся на расстоянии суточного перехода (30-40 км), или за пределы зон возможных разрушений до промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ) с кратковременным размещением на них и последующим организованным вывозом (выводом) в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Работающие смены объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, с момента начала эвакуационных мероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется по прибытии на смену свободных (отдыхающих) рабочих из загородной зоны.

Перевозки материальных и культурных ценностей осуществляются, как правило, автотранспортом, а также железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

Перевозки материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляются транспортными средствами организаций и органов власти, в чьем ведении находятся данные материальные и культурные ценности. При недостатке (отсутствии) необходимых транспортных средств допускается привлечение средств транспортных или других организаций, а также частных лиц имеющих транспортные средства, не привлекаемые для выполнения воинских и других особо важных перевозок по мобилизационным планам.

1.18. Размещение эвакуированного населения в загородной зоне осуществляется на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий. Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов.

Каждому объекту экономики (организации) заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) органами исполнительной власти и органами местного самоуправления городов и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и осуществления хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.

1.19. Районы размещения гражданского персонала и неработающих членов его семей объектов экономики (организаций), переносящих свою деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения гражданского персонала, продолжающего свою производственную деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и оборудуются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

1.20. Население, не занятое производственной деятельностью и не являющееся членами семей гражданского персонала, размещается в более отдаленных районах.

1.21. Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

1.22. Весь жилой фонд независимо от форм собственности, и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передаются в распоряжение начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного ' самоуправления.

Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

Дня размещения сотрудников федеральных органов исполнительной власти и членов их семей планируются в первую очередь фонды вышеназванных органов, распределяемые согласно ведомственным нормативным документам по согласованию с соответствующими начальниками гражданской обороны. При недостатке этих фондов районы размещения утверждаются в порядке, определенном для федеральных органов исполнительной власти.

Для размещения и хранения материальных и культурных ценностей заблаговременно определяются помещения или сооружаются специальные хранилища в безопасных районах, отвечающие необходимым для этого требованиям.

1.23. Размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств и других сопредельных государств, производится при наличии соответствующих межгосударственных договоренностей. Территория Российской Федерации также может быть использована в установленном порядке для размещения эвакуированного населения из других государств.

1.24. Федеральные органы исполнительной власти совместно с органами военного управления организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий своих центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют материально-техническое и другие виды обеспечения эвакуационных мероприятий.

II. Эвакуационные органы и их задачи.

2.1. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, где планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - федеральных органов исполнительной власти, республиканские, краевые, областные, районные, городские, окружные, других населенных пунктов, городских районов и организаций;

сборные эвакуационные пункты - городские и организаций;

эвакоприемные комиссии - районные, городские, других населенных пунктов;

приемные эвакуационные пункты;

промежуточные пункты эвакуации;

оперативные группы - по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

2.2. Эвакуационные органы в практической деятельности

руководствуются Федеральным законом "О гражданской обороне", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, настоящим Положением и рекомендациями соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

2.3. Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - группы управления эвакуационными мероприятиями в составе: заместитель начальника гражданской обороны по эвакуационным мероприятиям - начальник группы, его заместитель и 1-2 технических работника.

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления; отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов, осуществляющих управление гражданской обороной, администраций организаций, мобилизационных и транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются главами органов исполнительной власти, руководителями органов местного самоуправления и организаций.

2.4. Эвакуационные комиссии создаются в федеральных органах исполнительной власти, во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно - территориальному делению их территорий, и организациях, где планируется проведение эвакуации.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

организация разработки и корректировки планов эвакуации населения на своем уровне и в подведомственных звеньях;

организации разработки и корректировки планов эвакуации (вывоза) материальных и культурных ценностей;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

2.5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения, организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакуационными органами в загородной зоне. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, соответствующие объекты экономики, организации жилищно-коммунального хозяйства, работники которых с неработающими членами семей и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

2.6. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначаются для:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, оказания медицинской помощи, санитарной обработки населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

На ППЭ также проводится (при необходимости) обмен одежды и обуви или их специальная обработка.

2.7. Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей (районной, городской) эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации населения с группами управления.

Основными задачами групп управления являются:

организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организация охраны общественного порядка;

контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных транспортных средствах.

Для эвакуации (вывоза) материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

2.8. Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и сельских населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

организация разработки и корректировки планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

2.9. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, организации приема, учета и последующей отправки их в места постоянного размещения в загородной зоне. Для защиты прибывающего населения ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

2.10. Организация эвакуационных мероприятий из приграничных зон (районов) в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы (ОГ). Они формируются из представителей органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются офицеры органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, городов и населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

Основными задачами ОГ являются

организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

организация учета и погрузки материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

информирование вышестоящих эвакуационных органов.

2.11. Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов. Их основными задачами являются:

обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

2.12. Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсах гражданской обороны и совершенствует навыки практической работы в ходе учений и тренировок по тематике гражданской обороны.

III. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий

3.1. Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, административно-территориальных образований и организаций совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии муниципальных образований при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

Планы эвакуации, планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения оформляются в виде разделов в текстуальной части и приложений к соответствующим планам гражданской обороны.

3.2. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей сообщения);

использования транспортных средств для обеспечения перевозок эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей;

выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей в процессе эвакуации;

обеспечения ведения всех видов разведки (радиационной, химической, бактериологической, инженерной, противопожарной и др.);

выделения сил и средств для инженерного обеспечения эвакуации, радиационной, химической и биологической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

согласования районов размещения населения, пунктов (баз) размещения объектов экономики, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, пунктов размещения и баз хранения материальных и культурных ценностей;

возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в загородной зоне.

3.3. Планирование, обеспечение и проведение эвакуации населения в военное время осуществляются во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) и органами военного управления и согласовываются (увязываются) с мероприятиями (планами) по переводу экономики страны с мирного на военное время, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в часта использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляется с учетом мероприятий по эвакуации (рассредоточению) населения в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

3.4. Планирование и осуществление эвакуации военно-учебных заведений, других учреждений и семей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов.

3.5. Для организованного проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно (в мирное время) планируются и подготавливаются к осуществлению мероприятия по следующим видам обеспечения;

оповещения и связи, транспортного, материально-технического, инженерного, продовольственного, коммунально-бытового, разведки, гидрометеорологического, медицинского, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения.

Подготовка и осуществление всех видов обеспечения эвакуационных мероприятий возлагаются на соответствующие федеральные органы исполнительной власти и объекты экономики (организации), независимо от форм их собственности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их эвакуационные органы, соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

3.6. Финансирование мероприятий по подготовке к Эвакуации населения осуществляется:

в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях (учреждениях) - за счет средств федерального бюджета;

в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств соответствующих местных бюджетов;

на самостоятельных объектах экономики (организациях), независимо от форм собственности, - за счет средств, выделяемых на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

При планировании эвакуации материальных и культурных ценностей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют расчеты финансовых средств, необходимых для проведения данных эвакуационных мероприятий, а также для подготовки баз хранения материальных и культурных ценностей.

3.7. Эвакуационные органы, транспорт для обеспечения эвакуационных мероприятий приводятся в готовность в установленном порядке.

Начало проведения рассредоточения и эвакуации планируется в зависимости от местных условий с учетом установленных сроков.

Начальники гражданской обороны, эвакуационные органы, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с разработанными и уточненными по конкретно сложившейся обстановке планами и решениями (распоряжениями, указаниями) старших начальников.

С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в высшие степени готовности начальники гражданской обороны всех уровней отдают распоряжения на выполнение подготовительных мероприятий к возможному проведению эвакуации и рассредоточения населения, его размещению в загородной зоне, развертыванию

эвакуационных органов, введению в действие планов эвакуации населения, использованию транспортных средств и систем первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения. Одновременно проводятся подготовительные мероприятия к возможному проведению эвакуации материальных и культурных ценностей.

При получении распоряжения на проведение эвакуации начальниками гражданской обороны вводятся в действие соответствующие планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

Эвакуационные мероприятия проводятся в определенной планом последовательности как единый непрерывный процесс, без пауз до полного завершения.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют и координируют работу эвакуационных, транспортных органов и всех служб гражданской обороны по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также всестороннему обеспечению эвакуационных мероприятий.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и помогают органам местного самоуправления в работе по учету, обеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения; а также по учету, обеспечению размещения и сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

В зависимости от численности населения, удаленности районов эвакуации, климатических условий, характеристик местности, развития дорожной сети и наличия транспорта рассредоточение и эвакуация из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, должны завершаться в установленные сроки с момента получения распоряжения (сигнала) о начале их проведения. Для городов с численностью населения более 1,0 млн. человек, а также для других городов, из которых по местным условиям невозможно провести его эвакуацию в указанные сроки, порядок проведения эвакуационных мероприятий и сроки их проведения могут быть изменены.

Время завершения приема, размещения и проведения организационных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения в загородной зоне считается моментом завершения рассредоточения и эвакуации населения.

3.8. Руководство проведением эвакуационных мероприятий осуществляется с заблаговременно создаваемых городских и загородных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспеченных в необходимых объемах каналами и средствами связи, а также линиями привязки к взаимосвязанной сети связи Российской Федерации. В состав расчетов пунктов управления входят представители соответствующих эвакуационных комиссий.

3.9. Для определения степени готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к проведению эвакуации населения в военное время, реальности разработанных планов эвакуации, подготовки эвакуационных органов и населения к действиям при эвакуации, а также оказания практической помощи в своевременном и качественном выполнении поставленных перед ними эвакуационных задач планируются и осуществляются периодические их проверки. Порядок и периодичность проверок устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3.10. При планировании рассредоточения и эвакуации населения учитываются производственные планы и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, 'решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.



[1] Другие населенные пункты, являющиеся вероятными объектами поражения для потенциального противника - населенные пункты, имеющие объекты особой важности, железнодорожные станции 1-й категории, расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений.




    размещено: 10.02.2015
    обновлено: 30.08.2016 08:08:55

     
    Поделиться
    Статистика

     Данная страница