Памятка лицензиату об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции

Уважаемый лицензиат!

     Основная задача Депэкономики Югры при осуществлении контроля – не выявление нарушений или назначение наказания, а профилактика нарушений, их предотвращение. Одним из важных условий, необходимых для предотвращения нарушения законодательства, является знание лицензиатами своих прав и надлежащего исполнения имеющихся обязанностей.

    Депэкономики Югры просит Вас внимательно изучить настоящую памятку и руководствоваться ей в процессе осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

     По всем вопросам просим Вас обращаться по телефонам: код г. Ханты-Мансийска 8 (3467), телефоны: 32-16-35, 32-12-95, 32-12-97, 32-13-85, либо ознакомится с информацией на официальном сайте Депэкономики Югры: www.depeconom.admhmao.ru в разделе «Лицензирование».


№п/п

Обязанности организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции

Ответственность

1

Ежеквартально  не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом обязаны представить декларации в Депэкономики Югры:

1) организации, осуществляющие:

- розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

- розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;

- розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемой
в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года
№ 126-ФЗ «О связи» (перечень таких населенных пунктов в настоящее время находится в стадии разработки);

- розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС
и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/). При наличии у организаций обособленных подразделений или объектов торговли у индивидуальных предпринимателей декларации представляются в целом по организации и по каждому обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП)/ по объекту торговли ИП (с указанием адреса).

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым аккредитованным удостоверяющим центром.

Декларирование объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции производится по формам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении декларации об объеме производства, оборота и или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Постановление №815).

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в т.ч. пива и пивных напитков, предусмотрены две отчетные формы:

          1. Декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение №11 к Постановлению №815) – представляют лицензиаты.

           2. Декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (Приложение №12 к Постановлению №815) – представляют лицензиаты и индивидуальный предприниматели.

Формы деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции позволяют вносить сведения, связанные с отсутствием фактической реализации алкогольной продукции в отчетном периоде.

В случае отсутствия оборота алкогольной продукции в отчетный период, в графах 7-19 раздела 1 декларации по форме согласно приложению № 11 указываются нулевые данные. Следовательно, представление деклараций при отсутствии оборота алкогольной продукции будет являться прямой обязанностью лицензиата до момента окончания срока действия лицензии.

Корректирующие декларации предоставляют до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.

Вопросы, связанные с представлением деклараций в электронном виде, а также регистрацией в «Личном кабинете», можно задать по телефону:  8 (495) 662-50-52, добавочный 1946, 8 (499) 250-03-73. Дополнительно вопросы можно задать на официальном Форуме Федеральной службы (http://forum.fsrar.ru/).

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исказивших информацию и (или) не представивших, либо представивших декларации с нарушением срока применяется административная ответственность по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание, предусмотренное за указанное нарушение – наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе на индивидуальных предпринимателей) в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае непредставления деклараций, искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков представления деклараций, юридическим лицам может быть направлено предписание Депэкономики Югры.

При повторном, в течение одного года, предоставлении недостоверных сведений в декларациях, либо несвоевременном представлении деклараций лицензия подлежит аннулированию в судебном порядке (пункт 3 статьи 20  Федерального закона  от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) на основании решения лицензирующего органа – Депэкономики Югры о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (абзац 17 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

 

 

2

Невыполнение предписаний Депэкономики Югры  об устранении нарушений условий действия лицензии, в том числе:

- о представлении деклараций, т.е.  искажении информации и (или) нарушения порядка;

- о нарушении сроков представления деклараций.

Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будет приостановлено на срок, не превышающий 6 месяцев для устранения выявленных нарушений за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

(абзац 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).                                  

Согласно части 22 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль в области оборота алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3

Лицензия подлежит обязательному переоформлению в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств в случаях:

- реорганизации организации в форме слияния, присоединения или преобразования;

-   изменения наименования организации;

- изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений;

- окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности;

- в случае утраты лицензии;

- изменения иных указанных в лицензии сведений.

До переоформления лицензии лицензиат может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

 

Непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии влечет за собой нарушение лицензионный требований, и как следствие  приостановление лицензии лицензирующим органом  на срок, не превышающий 6 месяцев (абзац 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

 

Согласно статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции;

грубое нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции;

производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

 

4

При продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции направляется заявление в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

В случае представления заявления на продление срока действия лицензии менее чем за 30 дней до истечения ее срока действия  продажу алкогольной продукции будет необходимо прекратить в день окончания срока действия лицензии до принятия решения о продлении (если решение о продлении к этому времени еще не будет принято).

 

5

При прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату необходимо подать заявление о досрочном прекращении действия лицензии в Депэкономики Югры.

 

 

Согласно части 1 статьи 14.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции.

6

Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 № 153 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения» в обязательном порядке необходимо с 01.07.2015 года ведение журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Подведение итогов по поступившей и израсходованной продукции осуществляется за квартал.

 

 

В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.



Примечание:

     1. Об ответственности за продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным.

     Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ.

     Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

     При этом нарушение указанных норм может быть квалифицировано судами по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

     2. Об ответственности за продажу алкогольной продукции без лицензии.

     Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

     Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Таким образом, осуществление организациями и их должностными лицами розничной продажи алкогольной продукции и (или) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без лицензии на указанный вид деятельности и (или) по адресам (места нахождения обособленных подразделений организации), не указанным в лицензии, является нарушением лицензионных требований, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).


    размещено:17.07.2019