Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами

Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий органов местного самоуправления и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования, эффективного управления имуществом являются приоритетными в деятельности администрации города, которая ориентирована на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, на увеличение доходов от использования муниципального имущества и распоряжения земельными ресурсами города.

В 2014 году продолжена работа по оптимизации муниципального имущества, предназначенного для выполнения функций органами местного самоуправления и находящимися в их ведении муниципальными организациями. Оптимизация состава муниципального имущества достигается путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также посредством проведения мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений.

Продолжалась последовательная политика в сфере приватизации муниципального имущества, отчуждение либо изменение целевого назначения имущества, которое не является необходимым для решения указанных задач и функций, не используется или используется неэффективно.

По состоянию на 01.01.2015 в реестре муниципального имущества учтено имущество на сумму около 45,5 млрд. рублей, в том числе:

- в оперативном управлении муниципальных учреждений - на сумму более 18 млрд. рублей;

- в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий - на сумму более 10,5 млрд. рублей;

- в муниципальной казне - на сумму более 17 млрд. рублей.

Общая стоимость муниципального имущества составила почти на 6 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 01.01.2014. Увеличение стоимости муниципального имущества связано с приобретением имущества в муниципальную казну из государственной казны в рамках реализации национальных проектов в сфере образования, спорта, культуры, государственных программ по переселению граждан из ветхого и фенольного жилья, обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в результате приобретения имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, нового строительства за счет бюджетных средств.

Администрация города является учредителем десяти акционерных обществ. Общая номинальная стоимость акций муниципального образования в акционерных обществах составляет около 597,5 млн. рублей. В бюджет города от открытых акционерных обществ поступили дивиденды по акциям на сумму около 14 млн. рублей, что на 9,6 млн. рублей больше, чем в предшествующем году. Наблюдается тенденция увеличения поступлений за последние годы.

В 2014 году продолжены мероприятия по оптимизации сети муниципальных учреждений путем реорганизации (в форме присоединения) или изменения типа существующих.

Вид учреждения

2013 год

2014 год

Бюджетное

106

65

Автономное

18

47

Казенное

6

6

Всего:

130

118

На 01.01.2015 сеть муниципальных учреждений города состоит :

- из 65 бюджетных учреждений, из которых:

57 – образовательных;

5 – культуры;

2 – физкультуры и спорта;

1 – прочее;

- из 47 автономных учреждений, из которых:

35 – образовательных;

5 – культуры;

5 – физкультуры и спорта;

2 – иные сферы;

- из 6 казенных учреждений.

Среднесписочная численность работников бюджетной сферы (с учетом внешних совместителей) на конец 2014 года в сравнении с 2013 годом составила:

Сфера деятельности

2013

2014

Учреждения образования

7 359

7 344

Учреждения дополнительного образования (образование)

302

295

Учреждения дополнительного образования (культура)

334

323

Учреждения дополнительного образования (спорт)

992

886

Учреждения культуры

626

601

Учреждения спорта

66

63

Иные учреждения

378

425

Всего:

10 057

9 937

В Реестре муниципального имущества по состоянию на 01.01.2015 8 унитарных предприятий, 6 из которых осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания, содержания городских дорог, энергообеспечения населения города, учета и приватизации муниципального жилищного фонда, 2 – средства массовой информации.

Из 8 действующих муниципальных унитарных предприятий 6 на конец отчетного года имеют прибыль, что составляет 75%. Финансовый результат деятельности всех предприятий рассмотрен на городской комиссии, разработан проект плана мероприятий по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций, сработавших с убытками.

Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий составила 3 496 человек, что на 83 меньше, чем в 2013 году. С 2011 года наблюдается тенденция снижения количества рабочих мест, что связано с оптимизацией структуры и снижением уровня убытков в целях повышения конкурентоспособности услуг предприятий на рынке аналогичных услуг.

В 2014 году в бюджет города поступило платежей части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме более 16 млн. рублей, что на уровне 2013 года.

В соответствии с условиями договора о развитии застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", действующего в период с июня 2014 года по июнь 2021 года, в 2014 году:

- в муниципальную собственность в состав муниципальной казны на безвозмездной основе от закрытого акционерного общества "Нижневартовскстройдеталь" принято 29 квартир (из 113) для переселения граждан из муниципальных жилых помещений в домах, подлежащих сносу;

- приобретено 18 квартир для предоставления гражданам взамен жилых помещений (квартир), находящихся в их собственности, расположенных в жилых многоквартирных домах на застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу;

- снесено 4 дома (из 15), признанных непригодными для проживания.

Привлечение небюджетных инвестиций на вышеперечисленные цели позволило направить бюджетные средства на решение других значимых задач, в том числе на строительство инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах города.

Неналоговые доходы бюджета города от использования муниципального имущества и городских земель выросли на 11%:

(млрд. рублей)

2013 год

2014 год

1,184

1,317

На увеличение неналоговых доходов оказали влияние следующие факторы:

- реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества согласно Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ;

- превышение суммарной цены договоров (плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций), заключенных по итогам торгов, в сравнении с начальной ценой почти на 18 млн. рублей, что позволит ежегодно получать в доход бюджета более 4,3 млн. рублей;

- увеличение платы по объектам и земельным участкам, передаваемым в аренду с торгов;

- заключение договоров аренды по вновь образованным земельным участкам и оплатой арендной платы в установленные сроки;

- истечение 01.01.2015 установленного законом срока выкупа земельных участков в собственность по льготной цене, что привело к увеличению (по сравнению с 2013 годом) активности юридических и физических лиц по оформлению земельных участков в собственность;

- проведение мероприятий по перерасчету с 01.07.2013 арендной платы с применением установленных коэффициентов строительства по договорам аренды земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.05.2013 №208-п;

- контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества (проведено 36 плановых и внеплановых проверок).

Фактором, сдерживающим рост доходов, является отсутствие спроса (конкуренции) на нежилые помещения и земельные участки, предоставляемые и реализуемые с торгов, что привело к передаче, продаже большей части нежилых помещений и земельных участков по их первоначальной стоимости.

Продолжена работа по оказанию содействия деятельности некоммерческих социально ориентированных организаций путем предоставления им муниципального имущества в безвозмездное пользование.

По состоянию на начало 2015 года администрацией города оказывается имущественная поддержка 35 некоммерческим организациям, в том числе отнесенным к социально ориентированным некоммерческим организациям – 33, путем предоставления муниципального имущества на условиях безвозмездного пользования.

Объем бюджетных ассигнований, направленных на мероприятия по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, составил более 184 млн. рублей. Выполнены работы по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 232 шт.; по оценке земельных участков в количестве 24 шт.; по инвентаризации и паспортизации объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 120 шт.; по обследованию домов на предмет их соответствия санитарным требованиям и гигиеническим нормам – по 115 домам; произведено возмещение расходов управляющим организациям на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до момента заселения муниципальных жилых помещений в установленном порядке; приобретено 51 жилое помещение (квартира) гражданам, выселяемым из домов, подлежащих сносу, в рамках исполнения договора о развитии застроенной территории 9а микрорайона и квартала "Центральный"; произведена оплата по муниципальным контрактам на оказание услуг по страхованию в 2014 году имущества муниципального образования город Нижневартовск.

Реализация мероприятий позволила достичь следующих значений показателей:

- процент выполнения плана по доходам от использования муниципального имущества – 84,2;

- процент выполнения плана по доходам от распоряжения земельными ресурсами – 112,2;

- процент выполнения плана контрольных мероприятий по проверке деятельности муниципальных учреждений и предприятий – 100.

2014 год отмечен отсутствием интереса субъектов предпринимательской деятельности к получению в аренду муниципальных нежилых помещений ввиду насыщенности городского рынка недвижимости объектами, предназначенными для коммерческого использования. Так, в течение 2014 года не состоялся ни один из объявленных администрацией города аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества – из 28 выставленных на торги лотов аукционы по 9 лотам признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах, по 6 лотам на участие в торгах поступило по одной заявке. По 3 аукционам в отношении 13 лотов прием заявок продолжен в 2015 году.

В целях повышения эффективности использования земли, создания условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земельных ресурсов разработана ведомственная целевая программа "Кадастровый центр". В отчетном периоде целевые показатели результативности выполнены на 100%.

Приоритетным остается вопрос бесплатного предоставления в собственность гражданам льготной категории земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В 2014 году к гражданам, ранее поставленным на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка, прибавилось еще 176.

За год предоставлено 2 земельных участка площадью 0,1998 га гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Проведена инвентаризация земель старой части города Нижневартовска, в результате выявлено 7 земельных участков на общую площадь 0,6623 га, пригодных для использования под индивидуальное жилищное строительство. После проведения работ по инженерной подготовке территории и обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурами земельных участков, земельные участки будут предоставлены в порядке очередности льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства.

В рамках реализации Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Дачная амнистия) организован прием заявлений и документов для предоставления в собственность гражданам земельных участков. Всего за год в рамках Дачной амнистии поступило 1254 заявления от граждан, по итогам работы было предоставлено в собственность 1133 земельных участка на общую площадь 96,3380 га, по 121 заявлению отказано в предоставлении.

Организовано 24 аукциона по продаже в собственность земельных участков или продаже права аренды земельных участков, в результате которых реализовано 12 земельных участков. Доход от реализованных в 2014 году земельных участков составил около 28,8 млн. рублей.

Проведена 41 плановая проверка соблюдения земельного законодательства и 560 выездных обследований земельных участков на площади 1846,8360 га. По результатам проведенных проверок и обследований выявлено 134 случая нарушений земельного законодательства. В результате наложено административных штрафов на сумму 156 тыс. руб., взыскано 99,5 тыс. руб. По выявленным нарушениям проводится претензионная работа по взысканию сумм неосновательного обогащения. Из 134 выявленных в текущем году нарушений устранено 95, что составляет 71%.

В 2014 году по вопросам управления муниципальным имуществом и городскими землями в администрацию города поступило для исполнения 5 протокольных поручений ПДК по городскому хозяйству и строительству, безопасности и бюджету Думы города:

- по организации дополнительной парковки на территории, прилегающей к Нижневартовскому перинатальному центру, и расширения выезда из 5 микрорайона;

- по организации сезонной ярмарки на въезде в город по автодороге Нижневартовск – Сургут и наведению порядка и чистоты на земельном участке, стихийно используемом под сезонную ярмарку (левая сторона по направлению в сторону Сургута);

- о предоставлении помещений для организации деятельности общедомовых советов жилых многоквартирных домов;

- о наведении порядка и чистоты на земельном участке, расположенном на въезде в город по автодороге Нижневартовск – Сургут (правая сторона по направлению в сторону Сургута);

- о порядке размещения оборудования связи на объектах муниципальной собственности.

Протокольные поручения проработаны, информация направлена в Думу города, ПДК по городскому хозяйству и строительству, безопасности и бюджету для снятия с контроля.

Деятельность администрации города по реализации целей и задач, направленных на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, позволила:

- увеличить неналоговые доходы городского бюджета на 11% - с 1,184 млрд. рублей до 1,317 млрд. рублей;

- увеличить количество автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений с 18 до 47, что в дальнейшем должно привести к сокращению затрат городского бюджета по содержанию учреждений за счет их финансовой самостоятельности;

- осуществить снос 4 жилых домов, признанных непригодными для проживания, переселить граждан из этих домов в капитальные благоустроенные жилые помещения без привлечения средств городского бюджета, продолжая деятельность по развитию застроенных территорий;

- увеличить количество некоммерческих организаций, которым оказывается имущественная поддержка путем передачи в пользование муниципального имущества (за 2014 год первичная поддержка имущества оказана 5 социально ориентированным некоммерческим организациям);

- сформировать земельные участки под многоквартирными жилыми домами (в 2013 году было сформировано 70 земельных участков, в 2014 году – 79 земельных участков);

- в полном объеме освоить денежные средства в рамках государственных программ и приобрести жилые помещения:

- для детей-сирот – 53 квартиры;

- для переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, - 233 квартиры.

По-прежнему остается ряд вопросов, которые необходимо решать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе:

- оптимизация состава муниципального имущества;

- активизация и завершение работы по обеспечению государственной регистрации права собственности муниципального образования всего недвижимого имущества;

- снижение роста дебиторской задолженности по неналоговым доходам и проведение работы по сокращению дебиторской задолженности;

- предоставление земельных участков в собственность льготной категории граждан для ИЖС;

- увеличение доходов от использования муниципального имущества и земельных участков;

- формирование земельных участков, в границах которых расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и осуществление регистрации права муниципальной собственности на них.

Повышение эффективности использования муниципального имущества с обеспечением оптимального уровня расходов на его содержание – одна из главных задач администрации города.

    размещено:03.04.2015