КС разъяснил, что нельзя без согласия работника изменять его трудовую функцию.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских" было установлено следующее.

Работник профсоюза отказался от дополнения своих обязанностей правового инспектора труда обязанностями технического инспектора и был уволен. Суды поддержали работодателя, посчитав, что трудовая функция работника не изменилась, поскольку ему добавили полномочия, которыми по закону наделены профсоюзные инспекторы труда.

Заявитель просил КС РФ проверить законоположения о полномочиях профсоюзных инспекторов. По его мнению, спорные нормы позволяют считать возложение дополнительных обязанностей изменением организационных или технологических условий труда, а не трудовой функции работника.

КС установил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку не предполагают произвольно объединять обязанности правового и технического инспектора, равно как не предполагают и увольнения работника при отказе от таких обязанностей. Должности инспекторов двух категорий различаются, следовательно, у заявителя поменялась трудовая функция, что без его согласия недопустимо. На профсоюзы распространяются общие требования ТК РФ к работодателям. Если обязанности не прописаны в договоре, их нельзя возложить на работника в одностороннем порядке. Трудовая функция не должна меняться и при изменении организационных или технологических условий в организации.

Судебные решения по делу заявителя должны быть пересмотрены.