Организация и предоставление населению образовательных услуг

Основными задачами администрации города в сфере образовательных услуг в 2014 году было увеличение мест в детских садах, модернизация и повышение качества образования.

Для увеличения мест в детских садах проведена ревизия эффективного использования площадей дошкольных организаций, укомплектован после реконструкции детский сад №40 "Золотая рыбка", открыты группы полного дня, кратковременного и сокращенного пребывания, доукомплектованы действующие группы. Эти мероприятия позволили в 2014 году дополнительно создать 2 238 мест для детей дошкольного возраста, что соответствует комплектованию 10 новых детских садов.

Детские сады посещают 16 200 детей (в 2013 году – 13 974 ребенка). Произошло увеличение охвата детей дошкольным образованием в возрасте от 2 до 7 лет с 71,9% до 78,3%, в возрасте от 3 до 7 лет – с 84,4% до 88,0%. С целью обеспечения равных стартовых возможностей детям для дальнейшего обучения в школе обеспечены местами все дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Детский сад №40 укомплектован детьми раннего дошкольного возраста, таким образом решается задача обеспечения местами детей ясельного возраста.

Развивается негосударственный сектор дошкольного образования. В отчетном году открыто 3 частных детских сада "Лапушка", "Мамина радость", "San School" на 56 мест (в 2013 году – 1 частный детский сад "Непоседы").

В детских садах работают 672 кружка и секции с охватом 11 936 детей и 57 консультационных пунктов и детско-родительских клубов для родителей, чьи дети не охвачены дошкольным образованием.

Проект "Увеличение охвата дошкольной образовательной услугой детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения", разработанный департаментом образования администрации города, признан лауреатом III Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок по актуальным направлениям деятельности органов исполнительной власти в сфере образования. Реализация проекта позволила увеличить количество мест на 2 964 для детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных организациях.

Высокий уровень предоставления дошкольного образования подтвержден результатами Всероссийского рейтинга детских садов: впервые 8 детских садов вошли в сотню лучших в России, детский сад №77 стал лидером рейтинга муниципальных детских садов России 2014 года.

В очереди на получение места в детских садах состоит 10 239 детей, из них: от 0 до 3 лет – 9 098 детей, от 3 до 7 лет – 1 141 ребенок.

Для решения задачи увеличения мест в детских садах на 2015 год помимо строительства и реконструкции объектов запланировано:

- доукомплектование действующих детских садов на 376 мест;

- содействие открытию частных детских садов;

- реализация проекта "билдинг-сад";

- открытие семейных групп при дошкольных организациях.

Всего в 2015 году планируется дополнительно создать более 1100 мест.

Около 30 тысяч детей и подростков (29184 человек) обучаются в школах города. Качество обученности остается стабильно высоким и составляет 42,9%, каждый 15 ученик закончил школу "на отлично".

Общий средний показатель балла единого государственного экзамена по городу составил – 57,43, что выше среднего регионального результата на 1,78 балла, общероссийского – на 3,02 балла. 7 выпускников набрали 100 баллов, более 200 выпускников набрали от 80 до 98 баллов по разным предметам.

Муниципальным памятным знаком "За особые успехи в учении" награждены 153 выпускника, медалью "За особые успехи в обучении", учрежденной Правительством округа, - 134 выпускника, медалью "За особые успехи в учении" федерального значения – 128 выпускников.

По результатам всероссийской олимпиады школьники города завоевали: в региональном этапе – 27 призовых мест (второе командное место в округе), в заключительном этапе – 1 призовое место. Во Всероссийском форуме научной молодежи "Шаг в будущее" - 3 победителя. Эти результаты были достигнуты в том числе благодаря реализации нового проекта – круглогодичной научной сессии "Школа для одаренных детей".

С 2014 года введен федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) дошкольного образования, продолжается введение ФГОС начального общего образования: работают 6 региональных пилотных площадок по введению ФГОС дошкольного образования, 7 региональных стажировочных площадок опережающего введения ФГОС начального общего и основного общего образования, 6 региональных пилотных площадок по апробации образовательной программы "Югорский трамплин" и проекта "Разработка региональных моделей оценки качества дошкольного образования". По итогам работы региональных стажировочных площадок школа №31 признана одной из лучших в округе. В связи с введением ФГОС произошло укрепление материально-технической базы школ, в том числе в части современного информационного оборудования. Впервые в школах открыты технопарки. Успешность внедрения ФГОС обеспечена активным информированием горожан и взаимодействием с родительской общественностью, а также проведением опережающего режима введения ФГОС.

В школах и детских садах созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2014 году 275 таких детей обучаются в школах и 170 детей получают дошкольное образование. Впервые с 2014 года детский сад посещают 6 детей инвалидов-колясочников в сопровождении помощников (тьюторов). Школьники обучаются в коррекционных классах и классах компенсирующего обучения. Для 70 детей организовано обучение на дому, 29 детей обучались с применением дистанционных технологий.

В 2014 году оборудована система информации визуальными, акустическими, тактильными средствами в 32 (90%) школах города, выполнены проектные и изыскательские работы в школах №29 и 42, что повышает уровень доступности к образовательным услугам.

На 2015 год запланированы мероприятия по созданию безбарьерной среды в 7 школах (к 2016 году в 20% образовательных организаций будет организовано инклюзивное образование).

В образовательных организациях работают 2168 кружков и секций. Сохранен охват по техническому, военно-патриотическому, туристско-краеведческому, художественно-эстетическому направлениям. Акцент в привлечении к занятиям был направлен на детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Для решения задач по укреплению институтов семьи и школы, профилактику негативных проявлений в подростковой среде с 2014 года организовано ведение индивидуальной карты занятости каждого ребенка, привлечение несовершеннолетних к временному трудоустройству, продолжили работу 74 семейных клуба.

В летний период в 52 лагерях с дневным пребыванием детей при образовательных организациях отдохнули 4432 ребенка, реализовано 52 программы летнего отдыха, в том числе впервые открыты профильные лагеря технической направленности (школа №14 ("Iтишки"), Лицей ("Кибертрон"), Лицей №2 ("Школа инженерных кадров"), работали 3 палаточных лагеря (в 2013 году – 2 лагеря); увеличилось количество программ узкой направленности, в том числе профориентационной (2), военно-патриотической (8), спортивно-оздоровительной (7), по профилактике безопасного поведения на дорогах (3). Впервые реализованы программы художественно-эстетического направления. Для детей дошкольного возраста работали 7 лагерей на базе детских садов, 3 лагеря на базе школ.

Для организации занятости старших воспитанников в летний период работали 3 лагеря с трудоустройством подростков. Расширение форм каникулярного отдыха позволило обеспечить занятость обучающихся, состоящих на профилактическом учете, до 68%.

В 2015 году будут дополнительно открыты профильные лагеря, в том числе с этнокомпонентой.

Впервые в 2014 году с целью социокультурного воспитания организована школа для лидеров школьного самоуправления. Планируется проведение школы для лидеров ежегодно.

Принятые меры обеспечили снижение подростковой преступности на 31,5%, в том числе в летний период, снижение на 21,7% количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; не выявлены группировки несовершеннолетних экстремисткой направленности, преступления на конфессиональной почве. Остается проблемной задача проведения профилактической работы антинаркотической направленности. В 2014 году выявлено 4 случая употребления психоактивных веществ (ПАВ).

За счет средств окружного бюджета в школах организовано бесплатное горячее питание (завтрак) для всех обучающихся. Обучающиеся из семей льготных категорий получают бесплатное полноценное питание (обед) (15% от общего количества школьников). На организацию горячего питания в 2014 году направлено около 263,3 млн. рублей, в том числе 751 тыс. рублей из муниципального бюджета.

Впервые внедрена система электронной оплаты за питание детей в школах через банковскую сеть. На портале системы образования открыт сервис, который позволяет родителям следить за состоянием счета и фактом питания ребенка. Это обеспечило прозрачность движения средств от родителей к организатору питания.

В 2014 году не допущено ни одного случая ДТП по вине детей на территории города, снижено число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на 17,1% и пострадавших на 16,7%, обеспечено снижение детского травматизма во время образовательного процесса на 11,2%. Такой результат стал возможен благодаря профилактической работе в школах и детских садах по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Для обеспечения безопасности детей за счет средств городского бюджета специально оборудованным автобусом ведется подвоз слабовидящих обучающихся к школе №25.

В 2014 году в системе образования города работали 7 718 человек, в том числе 4 162 педагогических работника. 5 педагогов отмечены премиями Президента Российской Федерации и Губернатора округа в конкурсных отборах приоритетного национального проекта "Образование". Общий объем полученных грантов составил 670 тысяч рублей. Педагог-психолог детского сада №21 "Звездочка" Попова Ирина Сергеевна стала победителем конкурса профессионального мастерства "Педагог года ХМАО - Югры – 2014" в номинации "Педагог-психолог". 4 стажировочные площадки стали победителями окружного конкурса по опережающему введению ФГОС с денежным вознаграждением 2 млн. рублей.

Новые требования государства и общества к образованию ставят задачу повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в управлении образовательной организацией. С 2014 года в городе реализуется программа "Школа эффективного руководителя", направленная на повышение управленческих умений руководителей образовательных организаций.

Впервые в 2014 году с руководителями образовательных организаций заключены эффективные контракты, в 2015 году будут заключены такие контракты с педагогическими работниками.

Все образовательные организации предоставляют муниципальные услуги в электронном виде: детскими садами ведется муниципальный электронный журнал очередности детей, во всех школах города осуществляется ведение электронного дневника и электронного журнала.

Общая сумма ассигнований, направленных на сферу муниципального образования города, составила около 6,9 млрд. рублей (кассовое исполнение составило 99,8%).

В соответствии с целевыми показателями, установленными указами Президента Российской Федерации в мае 2012 года, размер среднемесячной заработной платы педагогических работников в 2014 году составил:

- в общеобразовательных организациях – 63 346,9 руб. (103% от целевого показателя);

- дошкольных организаций - 52 882,9 руб. (103% от целевого показателя);

- организаций дополнительного образования - 50 558 руб. (100% от целевого показателя).

В рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года" в 2014 году освоено более 31,5 млн. рублей (100%), в том числе по подпрограмме "Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса" – более 25,4 млн. рублей.

В рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы" в 2014 году освоено около 190 млн. рублей (100%).

В результате выполнения программных мероприятий на 01.01.2015 отсутствуют организации, находящиеся в аварийном состоянии и требующие капитального ремонта, созданы современные условия для обеспечения комплексной безопасности, благоприятного и комфортного пребывания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, созданы условия для исключения нарушений законодательства в области санитарной, пожарной и антитеррористической безопасности.

Образование ведет активный диалог с общественностью. Расширенное заседание муниципального совета по развитию образования проведено совместно с управляющими советами школ и садов в режиме видеоконференции. Управляющие советы школ привлечены к контролю оценки качества образования, активно участвовали в работе по введению школьной формы.

Удовлетворенность качеством предоставляемых услуг образования у жителей города составила: дошкольным – 82,5%, общим - 66,3%; дополнительным образованием – 67%.

Такой результат является подтверждением позитивной оценки горожанами качества образовательных услуг и правильно выбранной стратегии развития системы образования города.

    размещено:03.04.2015