Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
Цифровые технологии сегодня

Развитие цифровых технологий

Динамичное развитие цифровых технологий открывает для потребителей абсолютно новые возможности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг на виртуальном рынке в любое время суток и не выходя из дома, что, несомненно, является существенным преимуществом. Такой способ продаж наращивает популярность и становится обыденным и повседневным.

В связи с быстрым ростом привлекательности Интернет-магазинов, заметнее стали проявляться недостаточно урегулированные законодательством вопросы, из-за чего потребители сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с обменом, возвратом как качественного товара, так и товара с недостатками, возмещением ущерба от продажи некачественных товаров или неполучением товаров вообще, с безопасностью онлайн-платежей, защитой персональных данных и пр.

Основная особенность и одновременно недостаток онлайн-продаж заключается в том, что отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке, изображение на сайте не всегда представляет истинную картину и правильно отображает потребительские свойства товара.

Учитывая, что при дистанционной продаже покупатель лишен возможности осмотреть товар и получить о нем исчерпывающую информацию, законодатель обязывает продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, о порядке и сроках возврата товара.

Национальный стандарт по дистанционным способам продажи

Одним из первых шагов в восполнении законодательных пробелов является принятие Национального стандарта Российской Федерации «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет», введенного в действие с 1 января 2018 года.

Стандарт устанавливает принципы добросовестной практики по продаже товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет, конкретизирует и дополняет отдельные нормы и положения обязательного к применению действующего законодательства в области дистанционных сделок купли-продажи.

В частности в нем определены основные требования к информации, которая является обязательной к размещению продавцами на сайте своего Интернет-магазина, а именно помимо сведений, размещение которых предусмотрено законодательством, необходимо указывать важную для потребителей информацию:

- о фирменном наименовании интернет-магазина (в случае его наличия); применении к договорам купли-продажи норм ст. 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- соблюдении требований законодательства о защите персональных данных; порядке направления акцепта;

- порядке оформления заказа;

- порядке отмены оформленного заказа;

- порядке расторжения оформленного договора купли-продажи товаров;

- доступных покупателю способах оплаты произведенных заказов на покупку товаров;

- порядке отмены платежей по произведенным заказам;

- порядке возврата денежных средств в связи с отменой платежей по произведенному заказу;

- порядке изменения адреса назначенной доставки приобретенного товара;

- порядке возврата товаров надлежащего качества, не соответствующих заказу покупателя, и многие другие сведения, которые подскажут алгоритм действий покупателей практически в любой сложившейся ситуации, помогут потребителям без труда разобраться и решить возникшую проблему.

О владельцах агрегаторов и их ответственности

На законодательном уровне продолжена работа, направленная на расширение прав потребителей и обеспечение определенной прозрачности при использовании предложений, поступающих через Интернет-ресурсы.

С 2019 г. действуют изменения, внесенные в законодательство о защите прав потребителей Федеральным законом от 29.07.2018 №250-ФЗ, которые направлены на усиление защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги через Интернет, а именно через интернет-агрегаторы.

Для сведения: под агрегаторами принято понимать:

- агрегатор (электронная коммерция) - электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём»;
- агрегатор услуг (или маркетплейс) - площадка, где собраны структурированные сведения по определенной отрасли рынка. Агрегатор обычно включает в себя информацию о производителях, поставщиках, услугах и продуктах одного или нескольких смежных направлений.

В вышеуказанном законе опеределено понятие «владелец агрегатора информации о товаре (услуге)» как организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Другими словами владелец агрегатора является правообладателем соответствующей технологической платформы (далее – платформа), в состав которой входят, в частности, компьютерные программы, базы данных, собственно веб-сайт и проч.

Таким образом, если на сайте имеется возможность посмотреть товар определенных продавцов, купить его и внести предоплату, то владелец такого сайта подпадает под новые требования законодательства о защите прав потребителей.

По новым правилам владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию о себе и продавце (исполнителе):

- фирменное наименование (наименование);

- место нахождения (адрес);

- режим работы;

- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

- фамилию, имя, отчество (если имеется);

- государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- информацию об изменении вышеуказанных сведений.

Доводить эту информацию до потребителей владельцы агрегаторов будут путем размещения на своем сайте или странице сайта. Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своем сайте или странице сайта ссылки на сайт продавца (исполнителя).

При этом продавец (исполнитель) обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте (при его наличии) достоверную информацию о себе. Если появятся изменения в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте (при его наличии). Далее владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора или его странице сайта.

Кроме того, внесенные изменения также возлагают определенную ответственность на владельцев агрегаторов и продавцов (исполнителей).

Так, на владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце, на основании которых был заключен договор с продавцом (исполнителем). При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности. Например, владелец агрегатора не обязан возмещать потребителю убытки в случае, если он не менял информацию о товаре или услуге, предоставленную продавцом. То есть если сам продавец предоставил владельцу агрегатора недостоверную информацию. В этом случае требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказанием услуги) при неполной или недостоверной информации должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги).

Продавец несет ответственность за исполнение договора, заключенного им с потребителем на основании информации о товаре или продавце, предоставленной владельцем агрегатора, а также ответственность за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар в случае, если иное не установлено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом или не вытекает из существа отношений между ними.

Также теперь установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии определенных условий. В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит владельцу агрегатора подтверждение о передаче товара потребителю.

В случае несогласия с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.

Надеемся, что с принятием Национального стандарта и внесением в законодательство о защите прав потребителей изменений в отношении владельцев агрегаторов будут решены многие вопросы, и это положительно отразится на развитии современных способов продажи (предоставления услуг), а приобретение товаров (услуг) через Интернет станет безопаснее и доступнее.  




    размещено: 15.03.2019