Размер шрифта:AAA
Цвет сайта:AA
 
ЧТО ВЫБРАТЬ: «ОГРАНИЧЕННУЮ ГАРАНТИЮ» ИЛИ ЗАКОН? РЕШАТЬ ВАМ!

ЧТО ВЫБРАТЬ: «ОГРАНИЧЕННУЮ ГАРАНТИЮ» ИЛИ ЗАКОН?  РЕШАТЬ ВАМ!

Последнее время нередко собственники отремонтированных смартфонов или планшетов сталкиваются с необычными последствиями ремонта в рамках так называемой «Ограниченной гарантии производителя»: не узнают свой аппарат, так как им вручается аппарат с совершенно другим IMEI.

В правовой природе этого вопроса решили разобраться специалисты отдела по защите прав потребителей управления по развитию промышленности и предпринимательства администрации города.

В случае проявления недостатка в товаре, приобретенном с так называемой «Ограниченной гарантией производителя» у потребителя возникает выбор между двумя способами для обращения к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) товара: обратиться в рамках «Ограниченной гарантии» либо в рамках законодательства о защите прав потребителей. О наличии такого выбора потребитель обычно не догадывается либо не видит разницы между этими понятиями, считая их тождественными.

В чем же отличие, и на что нужно обращать внимание?

В действующем в нашей стране законодательстве под гарантией понимается обязательство в отношении товара о том, что он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству товара, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока (или в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

Гарантийным сроком считается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Однако, некоторые изготовители смартфонов, планшетов и других подобных товаров приняли и широко применяют новомодную тактику: введение в отношении своей продукции не полной, а так называемой «Ограниченной гарантии», условия которой индивидуальны у каждого производителей, но есть одно сходство - в рамках такой гарантии изготовителю (а не потребителю(!), как это положено по законодательству о защите прав потребителей) предоставляется право выбора требования, подлежащего удовлетворению, в случае подтверждения недостатков в товаре, за которые отвечает продавец (изготовитель).

В частности, «Ограниченная гарантия» дает фирме-производителю право самостоятельно принять решение о возврате уплаченной стоимости либо выполнить ремонт изделия с использованием запчастей, уже бывших в употреблении, а снятые при ремонте «родные» запчасти считать своей собственностью. Также по такой гарантии изготовитель вправе по своему усмотрению заменить товар на изделие, изготовленное из новых и (или) бывших в употреблении запчастей. Вот почему может появиться новый идентификационный и(или) серийный номер изделия(!). При этом на замененное изделие изготовитель распространяет только оставшуюся часть гарантии или гарантию сроком 90 дней, в зависимости от того, какой срок предоставляет больший период покрытия.

Особенность заключается еще и в том, что в рамках «Ограниченной гарантии» все обязательства по качеству приобретенного товара начинают течь с момента его приобретения до момента окончания срока такой гарантии, вне зависимости от количества произведенных в течение такого периода ремонта или замен. И на период времени, когда товар находился в ремонте, гарантийный срок не продлевается.

Тогда как по законодательству о защите прав потребителей при заявлении требования о замене товар с недостатком должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. А в случае обращения потребителя с требованием о безвозмездном устранении недостатка вышедшие из строя запчасти меняются на новые, а гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Вместе с тем, не стоит забывать о том, что смартфоны и планшеты входят в утвержденный перечень технически сложных товаров, в отношении которых действующим законодательством предусмотрен исключительный порядок.

В частности, если недостатки товара выявились в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе заявить любое требование, в том числе отказаться от ремонта товара, и обратиться к продавцу с требованием о его замене либо возврате денег. При этом неважно, носит ли недостаток существенный характер.

Если же недостаток обнаружен по истечении 15 дней с момента покупки (передачи) товара, то потребитель вправе потребовать практически только выполнения гарантийного ремонта.

Вместе с тем, в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» конкретизированы случаи, когда по истечении 15 дней потребитель может потребовать возвратить деньги или заменить товар, а именно в случае:

- обнаружения существенного недостатка товара;

- нарушения сроков устранения недостатка;

- невозможности использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.

Поэтому при приобретении смарт-устройств, входящих в перечень технически сложных товаров, все его свойства и функции лучше проверить в течение 15 дней после покупки, потому что при обнаружении недостатков в более поздний срок процедура его возврата или замены усложняется.

Исходя из всего изложенного напрашивается вывод о том, что гарантия, о которой идет речь в статье 18 вышеназванного закона, и «Ограниченная гарантия» не идентичны.

При обращении в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей» придется исходить из того, что полная гарантия отсутствует, поэтому, чтобы заявить продавцу (изготовителю) законные требования необходимо будет представить доказательства того, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Чаще всего в такой ситуации потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков (по истечении 15-дневного срока с момента покупки). В случае выявления неустранимого недостатка и выполнения продавцом (изготовителем) не заявленного потребителем требования потребитель вправе оспорить его действия (т.к. нарушено право потребителя на выбор требования).

При отказе продавца от удовлетворения требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться за судебной защитой своих прав.

Как показывает судебная практика положительно для потребителя разрешаются вопросы, когда потребитель обращается в рамках законодательства о защите прав потребителей и заявляет законное требование.

Всем владельцам смарт-устройств рекомендуем ознакомиться с условиями гарантии производителя и в случае если данный товар имеет особые условия под названием «Ограниченная гарантия» необходимо иметь в виду, что потребителю предоставляется право выбора: обращаться по поводу недостатков в товаре в рамках «Ограниченной гарантии изготовителя» или в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.




    размещено: 20.08.2019