О проблемах расторжения договоров на обслуживание домофона
О проблемах расторжения договоров на обслуживание домофона

Домофон – это система ограничения доступа или запирающее устройство. Как правило, домофонная система включает в себя входную подъездную дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора, а также кабельную сеть, видео- либо переговорные устройства в квартирах.

Подавляющее большинство многоквартирных домов, построенных до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации. Их установка и обслуживание осуществлялись по личной инициативе жильцов и, в основном, на основании прямых договоров между гражданами и обслуживающей организацией. Домофоны были установлены за счет собственных средств жильцов отдельных подъездов многоквартирного дома.

Вновь возведенные многоквартирные дома в большинстве своем при сдаче уже имеют установленные домофоны, вопрос об их установке решался на стадии проекта, и их установка уже входила в стоимость квартир как общедомовое имущество, которое обслуживается самими управляющими компаниями либо на основании договоров, заключенных между управляющими компаниями и обслуживающими организациями. В этой ситуации граждане (собственники помещений) стороною договора (заказчиками) не являются. Оплата домофона осуществляется жильцами в составе платежей за ремонт и обслуживание общедомового имущества.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.04.2011 №8055-14/ИБ-ОГ "Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома", если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.

Процедура расторжения договора на оказание услуги по обслуживанию домофона решается по-разному в зависимости от того, кто является заказчиком услуги и включен ли домофон в число общедомового имущества собственников многоквартирных домов.

1) Если договор с организацией, оказывающей услугу по обслуживанию домофона, заключен гражданином (собственником помещения), и домофон не входит в число общедомового имущества

Услуги по обслуживанию и ремонту домофонных устройств в данной ситуации относятся не к жилищно-коммунальным, а к бытовым услугам. Их предоставление регулируется не Жилищным кодексом РФ, а гражданским законодательством и договором между сторонами, на данные правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно статье 718 Гражданского кодекса РФ и статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители вправе отказаться от ненужных им услуг в одностороннем порядке при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Для этого необходимо обратиться с заявлением к организации-исполнителю, которое нужно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо вручить под подпись.

Кроме того, если установленное оборудование и ключи от домофона были оплачены ранее по договорам с гражданами об их установке, они являются собственностью жильцов дома, а не организации, обслуживающей домофон. Поэтому при расторжении договора на обслуживание домофона они не подлежат возврату обслуживающей организации.

2) Когда домофон включен в число общедомового имущества и договор заключен управляющей организацией от имени жильцов (собственников многоквартирного дома)

Решение об установке домофона и оплате его содержания должно приниматься на общем собрании собственников многоквартирного дома. Решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений.

Решение общего собрания по данному вопросу обязательно для всех собственников помещений МКД, поэтому в такой ситуации отдельный гражданин (собственник помещения) не может отказаться в одностороннем порядке от предоставления услуги по обслуживанию домофона и соответственно от ее оплаты.

Если домофон включен в число общедомового имущества на основании проектной документации либо по решению общего собрания собственников многоквартирного дома и договор от имени жильцов на основании данного решения заключен управляющей организацией, то и вопрос о расторжении договора на обслуживание системы ограничения доступа и исключении домофона из общедомового имущества также должен решаться на общем собрании собственников помещений.

На основании принятого общим собранием положительного решения управляющая организация обязана будет принять меры по расторжению договора.

Если управляющая компания самостоятельно (по собственной инициативе) установила домофоны и впоследствии предъявила собственникам плату за них, то такие ее действия являются неправомерными. С претензией по данному вопросу потребители могут обратиться к управляющей организации.


    размещено:13.03.2020
    обновлено: 16.08.2022 11:08:36